Клуб книгоиздателей и полиграфистов Севастополя

http://lytera.ru/

Наши авторы

Николай ИЛЬЧЕНКО

Николай Ильченко

"Что остаётся на земле от человека? Народная мудрость гласит: «Посади дерево, построй дом, воспитай ребёнка». ...

Читать далее

Александр ВОЛКОВ

Александр Волков

 

Член Национальных Союзов писателей Украины и России. Лауреат премии им. Л.Н. Толстого (2003 г.), премии ...

Читать далее

Издать книгу

Пожелания заказчика всегда сводятся к трем словам: быстро, дешево, хорошо. Исполнитель же настаивает: одно слово - всегда лишнее. В любом варианте. Читать далее...

Книга: шаг за шагом

Профессиональные рекомендации и советы от авторитетного издателя, раскрывающие множество тонкостей и нюансов процесса создания книги, окажут неоценимую помощь как начинающим, так и уже опытным авторам. Читать далее...

О проекте

Наш клуб – это содружество издателей и полиграфистов, которые уже многие годы в профессиональной кооперации работают в Севастополе. Теперь мы решили еще более скоординировать свою работу. Зачем и кому это нужно? Читать далее...

ВВЕРХ

История одного письма, или Человек из будущего

Нина Грин_

Жизнь знает не время, а дела и события.

А. Грин.

Перо, ведомое мыслью, скользило по бумаге. Крупные буквы ровно ложились на лист. Наконец точка была поставлена. И тут послание как будто обрело крылья и, став свободным, самостоятельным, решительно выпорхнуло из окна, а муза с надеждой помахала вслед. Это Нина Николаевна Грин 18 октября 1957 года отправляла письмо из Старого Крыма в Москву по очень ответственному делу...

Созданные фантазией Грина персонажи, казалось, приняли эстафету: «У почтового ящика Сигби остановился, опустил письмо и вздохнул» (3)

…Прошло 60 лет. Восточный гороскоп, а он, поверьте, почти всё знает о тонких мирах, утверждает, что за этот период человек или событие проходит через все стихии тотемных животных, через все возможные условия и испытания. Происходит полное завершение зодиакального цикла и подход нового витка. Совпадение? Но ведь сказано: «Не знаю, сколько пройдет лет, – только расцветет одна сказка, памятная надолго» (1) 

Севастопольские любители творчества Александра Грина подметили, что посвященные этому писателю городские культурные события часто сопровождаются грозой и громом. «Шёпот на ухо может иногда потрясти, как гром, а гром – вызвать взрыв смеха» (2). Именно голосом природы Грин как бы откликается: «Я рядом». Вот и я, пишущая этот текст, понимаю, прогремел гром – мне знак, что пора рассказать историю одного письма.

Обычно письма летят в одном направлении, оседая у адресатов в шкатулках при некоторой своей ценности, но чаще навсегда исчезают. Хотя некоторые экземпляры, особенно ценные по своей сути, становятся музейными экспонатами. Отдельные из них десятилетиями лежат в забытьи, пока вдруг не попадают в огонь! Именно в огонь! Так и случилось в середине 90-х годов прошлого столетия.

В одном из московских домов велись ремонтные работы, и во двор были вытащены коробки со старыми вещами и ненужными бумагами, их предстояло сжечь. Разгоравшееся пламя поглощало стопки журналов и газет, в огонь летели поочерёдно пачки открыток и конвертов… А ведь среди них было и письмо Нины Николаевны Грин!

Но письмо не сгорело.

Давайте теперь на минуточку вообразим, что будто бы Александр Грин, предвидя опасность, заранее отправил персонажей своих произведений к месту действия на помощь: например, будто бы проворный матрос Летика с корабля «Секрет», сочиняющий стихи на ходу, оказался в незнакомой для гринландца Москве. Представим, что, оглянувшись по сторонам, он выделил из проходящих мимо людей сходного с собой – подвижного, с гриновским взглядом музыканта, и тронул его за плечо. «У каждого человека, и только в день очень хороший, наступает потребность оглянуться... Она сродни  перебиранию старых писем» (2)

Человек по имени Дмитрий, вполне земной и настоящий, «стараясь понять, откуда прилетел зов» (2), задумчиво свернул в тот самый двор, хотя не было там для него решительно никакого дела. Увидел костер, пригляделся. Горели старые открытки, письма среди прочей макулатуры… Интуиция подсказала, возможно, они содержат что-то сокровенное, если кем-то длительное время береглись, либо красивы и интересны. В безотчетном порыве он выхватил из огня конверт!

Так письмо Нины Николаевны Грин оказалось в руках Дмитрия Футермана, путешественника и импровизатора, знающего толк в редких вещах.Мы помним, что капитан Грэй, по замыслу автора, не любил перевозить в трюмах своего корабля грузы простые и неинтересные, лес или топливо, они были скучны ему. Гораздо интереснее было везти вещи, неудобные в погрузке и требующие особой возни, – произведения искусства, драгоценности, меха, книги, музыкальные инструменты и даже редких животных. Почему Грин «определил» Дмитрия, музыканта редкого жанра, короля губной гармоники, своим лоцманом и доверил ему быть проводником послания? Среди многих концертных афиш Дмитрия существует придуманная друзьями шаржевая работа, где фамилия артиста специально изменена и переводится как «человек будущего».

Письмо перешло в новое тысячелетие, находясь в походной сумке лёгкого на подъем музыканта. Оно побывало в Амстердаме и Вене, Иерусалиме, Париже и Лондоне. Иногда, затерявшись в чемоданах, папках и сумках, вновь находилось с надписью: «Ста-а-а-рый Кры-ым», будто бы просилось домой шелестом полевых трав. А ведь Дмитрий сразу после обретения письма для себя решил, что передаст его обязательно музейным работникам-гриноведам, для которых оно теперь и предназначено. Но никому ничего не говорил, просто ждал для этого подходящего случая. И он наступил. Земные корни питали письмо энергией и звали на родину.

И вот уже в севастопольском Зурбагане коллекционеры старинных открыток и посланий стали нашёптывать друг другу о редком письме, владелец которого не хотел продавать его ни за какие деньги. Я узнала об этом и потом не раз, гуляя переулками гриновского Севастополя и размышляя, может ли корабль с полным грузом пройти между Вардом и Зурбаганом в проливе Кассет, мечтала разыскать письмо, чтобы выкупить его. Мне хотелось непременно передать его в музей. Однако таинственный человек из будущего был неуловим, а «содержание, не связанное словами, становится безграничным, утверждая все догадки и мысли» (1)

Золотые часики, подаренные Александром Грином своей супруге Нине Николаевне, а потом пожертвованные ею ради приобретения домика, продолжают отсчитывать время где-то в неизвестности. Подошло 22 августа 2017 года.

Пора! Знаток севастопольской Гринландии художник Владимир Адеев, мой хороший и добрый друг, и музыкант Дмитрий Футерман, с бережно упакованным письмом, невероятным образом соединившись (разве не Грин решил за них?), отправились в Старый Крым, где проходил литературно-музыкальный фестиваль, приуроченный ко дню рождения писателя.

Дарение письма музею

И вот он, торжественный миг: письмо Нины Николаевны Грин передано в дом-музей А.С. Грина в заботливые руки заведующей мемориальным музеем Ольги Байбуртской. Круг замкнулся – через 60 лет письмо вернулось туда, где, возможно, и было написано! (4) Слова из феерии «Алые паруса» о том, «чтобы делать так называемые чудеса своими руками» (1), воплотились в реальность.

1 стр. письма

2 стр. письма

Нина Николаевна Грин выполняла свой долг по отношению к любимому человеку, именно поэтому появилось это письмо. А Дмитрию Футерману честь и хвала за то, что проявил гражданскую зрелость, сохранил драгоценное послание и безвозмездно передал его в музей. Заглядывая по-гриновски в Прекрасную Неизвестность будущего, Нина Николаевна написала множество писем, обращаясь к совершенно различным людям, работникам культуры, чиновникам, писателям, учёным с одной и той же просьбой о помощи: о полноценном превращении домика в Старом Крыму в музей, о возможности самой вести работу в этом музее, ведь лучше неё – супруги, соратницы, музы, никто не мог знать А. Грина.

Н.Н. Грин и А. С. Грин

Письмо, адресованное Кириллу Петровичу Станюковичу, известному московскому учёному-физику, было одним из сотен звеньев той общей, «золотой» по усердию, по вложенным силам, цепи. В письме Нина Николаевна сообщала, что планирует в конце 1955 г. поездку в Москву, и договаривалась о деловой встрече с Кириллом Петровичем. Она рассказывала о памятных событиях: «…День смерти Александра Степановича был отмечен крымской печатью, но, к сожалению, не центральной. Взамен, видимо, была передача по радио, московская – 21 сентября, киевская – 24 сентября. И очень много людей приезжает на его могилу и к домику...» Чтобы привести домик в достойный вид, жена писателя обращалась в обком и готова была ехать в Киев, в ЦК. Из октября 1957 года Нина Николаевна заверяет: «И все-таки мемориальный домик будет...»

Домик Грина после войны

Откуда столько силы воли и упорства? Продолжательница дела Александра Грина знала простую истину – шаг за шагом творила чудеса своими собственными руками. Конечно, она была не одна, помогали старые знакомые и многие почитатели Грина. Мы не знаем, какие конкретно документы и люди положительно повлияли на решение местных властей, но домик был справедливо возвращен в собственность вдовы писателя.

Н.Н. Грин с экскурсантами в Старом Крыму

27 февраля 1960 г. Нина Николаевна получает долгожданный ордер и ключи от дома. Она ведет общественную деятельность, реставрирует домик, и в конце мая 1960 г. открывает сначала музейную комнату, а 23 августа того же года (в день 80-летия Александра Степановича) торжественно открывается и сам музей. Сбылась ее мечта – дом-музей Грина живёт и работает! Помните – «Расцветёт одна сказка, памятная надолго»? Теперь в этом домике, как в уютном гнёздышке, поселятся возвратившиеся из далёких странствий птички – строчки её письма.

А самые последние слова из этого письма Нина Николаевна обращает, можно сказать, и к нам тоже: «Всего, всего Вам доброго желаю. Спасибо за память».

Автор: Наталья ТАРАНУХА, Балаклава. Источник: «Литгазета + Курьер Культуры» №22-2017.

-------------------------------------------------------------------

В тексте приводятся цитаты из произведений:

А. Грин «Алые паруса» (1), «Бегущая по волнам» (2), «Капитан Дюк» (3); В. Грачёв «В свете гриновской «Зелёной лампы» (4), «Литературная газета + Курьер культуры: Крым – Севастополь» № 17 (65).

___________________________________________________

P.S. История письма не окончена, большой интерес представляет изучение научной и общественной деятельности адресата письма – Кирилла Петровича Станюковича, являющегося внучатым племянником писателя-мариниста, уроженца г. Севастополя – Константина Михайловича Станюковича.

Метки записи:

Комментировать

Ваш e-mail будет виден только администратору сайта и больше никому.