Клуб книгоиздателей и полиграфистов Севастополя

http://lytera.ru/

Наши авторы

Ольга ЗОЛОТОКРЫЛЬЦЕВА

Ольга Золотокрыльцева

Поэт, член Союза писателей Украины. Лауреат городской литературной премии им. Л. Толстого. Лауреат ...

Читать далее

Геннадий КАНДАКОВ

Г.И. Кандаков

Профессиональный моряк, капитан второго ранга в отставке, за перо взялся уже после окончания флотской службы.

Все ...

Читать далее

Издать книгу

Пожелания заказчика всегда сводятся к трем словам: быстро, дешево, хорошо. Исполнитель же настаивает: одно слово - всегда лишнее. В любом варианте. Читать далее...

Книга: шаг за шагом

Профессиональные рекомендации и советы от авторитетного издателя, раскрывающие множество тонкостей и нюансов процесса создания книги, окажут неоценимую помощь как начинающим, так и уже опытным авторам. Читать далее...

О проекте

Наш клуб – это содружество издателей и полиграфистов, которые уже многие годы в профессиональной кооперации работают в Севастополе. Теперь мы решили еще более скоординировать свою работу. Зачем и кому это нужно? Читать далее...

ВВЕРХ

К 100-летию публикации Севастопольской поэмы Ахматовой

Столетие публикации Севастопольской поэмы Ахматовой

Начало весны – погода переменчива. Хорошо, что литературные путешествия можно совершать, не выходя из своего дома. Снимем с полки томик Анны Ахматовой московского издательства «Педагогика» (1989). Превосходное издание с фронтисписом «Подорожника» (1921) М. Добужинского, со знаменитым рисунком Амадео Модильяни на авантитуле, покупала ещё мамочка – потомственный литератор.

Идёт год литературы с профилем поэтессы на эмблеме. Почитаем что-нибудь из её юбилейных строк. Всегда в грамотном издании найдётся что-нибудь юбилейное ко времени. Листаем. 1915-й год. В №3 журнала «Аполлон» публикуется севастопольская поэма Ахматовой «У самого моря». Журнал в том давнем году выходил 10-ю номерами, на первую половину апреля и приходится столетие публикации. Поэма завершала книгу «Белая стая» (Санкт-Петербург, 1917), но до столетнего юбилея книги ещё далеко.

Эстетический канон символизма в магическом перекрёстке даты вековой давности предлагал нам поэму простую и ясную в своей открытой морю, ветру и солнцу композиции. До чего не похожа своей изящной простотой эта девическая баллада на «Поэму без героя» – трагическую симфонию. В «Поэме без героя», которую Анна Андреевна Ахматова, по примеру Дмитрия Шостаковича, назовёт «моя седьмая», 19 апреля 1965-го года сделана рукою поэтессы последняя правка. 50 лет – второй юбилей эпики Анны Ахматовой. В исторической перспективе юбилеев двойчатка поэм предстаёт героической монодрамой смерти героя и вселенского одиночества без героя. ХХ век – катастрофа, в которой выживает, но не обретает счастья героиня, страдающая от дисгармонии мира и своего бытия. Таков эпический мир двойчатки поэм, из которых севастопольская поэма-баллада для Крыма ближе своими реалиями.

Грустная история первой любви, соединяющая в себе мотивы и образы трёх увенчиваемых ею книг поэтессы. Девочка, живущая неподалёку от Херсонеса с парализованной сестрой, отвергает любовь мальчика, и он тонет, так и не узнав, что всё-таки пробудил в ней ответное чувство. Гордячка и фантазёрка, героиня ждёт своего короля и понимает, что навсегда потеряла его, лишь после гибели мальчика, неузнанного наяву героя девичьей грёзы. С гибелью героя погибнет и светлый миф древнего моря, развеиваемый звоном колокола и теряющийся в небытии с песнопениями монахов.

Завершающая двойчатку поэма низвергнет героиню в ад петербургской блокады, закружит в хороводе дьяволиады и арлекиниады, придаст трагедии одиночества без героя вселенский, философский масштаб. Простой и ясный балладный сюжет заменится здесь поэтикой мрачных видений.

Севастопольская поэма Анны Ахматовой – лирический ключ к драматургии её последующего творчества, с доверчивостью гриновской Ассоль вручаемый читателю. Царскосельская школа поэзии предуготовила юную поэтессу к миру стихий воды и камня, ветра и солнца, но жизнь этим стихиям дало Чёрное море. Чёрное море наделило душой и лирическую героиню Анны Андреевны Ахматовой, во многом определило судьбы героини и её автора.

Наверное, для кого-то год литературы будет неполон без поездки в Царское село, но можно навестить в этот год и Херсонес. Тем, кто решится в реальности побродить по древнему городищу, пожелаем добрых поэтических впечатлений. А желающим знакомиться с местными русалками поближе посоветуем предварительно перечесть севастопольскую поэму Анны Андреевны Ахматовой.

Автор: Дмитрий ПЭН, Джанкой. Источник: «Литературная газета+» №5_2015.

Метки записи: ,

Комментировать

Ваш e-mail будет виден только администратору сайта и больше никому.