Клуб книгоиздателей и полиграфистов Севастополя

http://lytera.ru/

Наши авторы

Борис РОМАНОВ

Борис РОМАНОВ

Член Международной ассоциации писателей баталистов и маринистов. Председатель совета ветеранов противолодочного крейсера «Москва», член совета ...

Читать далее

Александр ВОЛКОВ

Александр Волков

 

Член Национальных Союзов писателей Украины и России. Лауреат премии им. Л.Н. Толстого (2003 г.), премии ...

Читать далее

Издать книгу

Пожелания заказчика всегда сводятся к трем словам: быстро, дешево, хорошо. Исполнитель же настаивает: одно слово - всегда лишнее. В любом варианте. Читать далее...

Книга: шаг за шагом

Профессиональные рекомендации и советы от авторитетного издателя, раскрывающие множество тонкостей и нюансов процесса создания книги, окажут неоценимую помощь как начинающим, так и уже опытным авторам. Читать далее...

О проекте

Наш клуб – это содружество издателей и полиграфистов, которые уже многие годы в профессиональной кооперации работают в Севастополе. Теперь мы решили еще более скоординировать свою работу. Зачем и кому это нужно? Читать далее...

ВВЕРХ

К 100-летию публикации Севастопольской поэмы Ахматовой

Столетие публикации Севастопольской поэмы Ахматовой

Начало весны – погода переменчива. Хорошо, что литературные путешествия можно совершать, не выходя из своего дома. Снимем с полки томик Анны Ахматовой московского издательства «Педагогика» (1989). Превосходное издание с фронтисписом «Подорожника» (1921) М. Добужинского, со знаменитым рисунком Амадео Модильяни на авантитуле, покупала ещё мамочка – потомственный литератор.

Идёт год литературы с профилем поэтессы на эмблеме. Почитаем что-нибудь из её юбилейных строк. Всегда в грамотном издании найдётся что-нибудь юбилейное ко времени. Листаем. 1915-й год. В №3 журнала «Аполлон» публикуется севастопольская поэма Ахматовой «У самого моря». Журнал в том давнем году выходил 10-ю номерами, на первую половину апреля и приходится столетие публикации. Поэма завершала книгу «Белая стая» (Санкт-Петербург, 1917), но до столетнего юбилея книги ещё далеко.

Эстетический канон символизма в магическом перекрёстке даты вековой давности предлагал нам поэму простую и ясную в своей открытой морю, ветру и солнцу композиции. До чего не похожа своей изящной простотой эта девическая баллада на «Поэму без героя» – трагическую симфонию. В «Поэме без героя», которую Анна Андреевна Ахматова, по примеру Дмитрия Шостаковича, назовёт «моя седьмая», 19 апреля 1965-го года сделана рукою поэтессы последняя правка. 50 лет – второй юбилей эпики Анны Ахматовой. В исторической перспективе юбилеев двойчатка поэм предстаёт героической монодрамой смерти героя и вселенского одиночества без героя. ХХ век – катастрофа, в которой выживает, но не обретает счастья героиня, страдающая от дисгармонии мира и своего бытия. Таков эпический мир двойчатки поэм, из которых севастопольская поэма-баллада для Крыма ближе своими реалиями.

Грустная история первой любви, соединяющая в себе мотивы и образы трёх увенчиваемых ею книг поэтессы. Девочка, живущая неподалёку от Херсонеса с парализованной сестрой, отвергает любовь мальчика, и он тонет, так и не узнав, что всё-таки пробудил в ней ответное чувство. Гордячка и фантазёрка, героиня ждёт своего короля и понимает, что навсегда потеряла его, лишь после гибели мальчика, неузнанного наяву героя девичьей грёзы. С гибелью героя погибнет и светлый миф древнего моря, развеиваемый звоном колокола и теряющийся в небытии с песнопениями монахов.

Завершающая двойчатку поэма низвергнет героиню в ад петербургской блокады, закружит в хороводе дьяволиады и арлекиниады, придаст трагедии одиночества без героя вселенский, философский масштаб. Простой и ясный балладный сюжет заменится здесь поэтикой мрачных видений.

Севастопольская поэма Анны Ахматовой – лирический ключ к драматургии её последующего творчества, с доверчивостью гриновской Ассоль вручаемый читателю. Царскосельская школа поэзии предуготовила юную поэтессу к миру стихий воды и камня, ветра и солнца, но жизнь этим стихиям дало Чёрное море. Чёрное море наделило душой и лирическую героиню Анны Андреевны Ахматовой, во многом определило судьбы героини и её автора.

Наверное, для кого-то год литературы будет неполон без поездки в Царское село, но можно навестить в этот год и Херсонес. Тем, кто решится в реальности побродить по древнему городищу, пожелаем добрых поэтических впечатлений. А желающим знакомиться с местными русалками поближе посоветуем предварительно перечесть севастопольскую поэму Анны Андреевны Ахматовой.

Автор: Дмитрий ПЭН, Джанкой. Источник: «Литературная газета+» №5_2015.

Метки записи: ,

Комментировать

Ваш e-mail будет виден только администратору сайта и больше никому.