Клуб книгоиздателей и полиграфистов Севастополя

http://lytera.ru/

Наши авторы

Владимир ГУБАНОВ

Владимир Губанов

Севастопольский поэт, бард, журналист. Победитель фестиваля авторской песни «Чатырдаг-2008» в номинации «Автор». Организатор ...

Читать далее

Вячеслав ТУЖИЛИН

Вячеслав Тужилин

Вячеслав Николаевич Тужилин родился в 1952 году в Порт-Артуре,  закончил Севастопольский приборостроительный институт ...

Читать далее

Издать книгу

Пожелания заказчика всегда сводятся к трем словам: быстро, дешево, хорошо. Исполнитель же настаивает: одно слово - всегда лишнее. В любом варианте. Читать далее...

Книга: шаг за шагом

Профессиональные рекомендации и советы от авторитетного издателя, раскрывающие множество тонкостей и нюансов процесса создания книги, окажут неоценимую помощь как начинающим, так и уже опытным авторам. Читать далее...

О проекте

Наш клуб – это содружество издателей и полиграфистов, которые уже многие годы в профессиональной кооперации работают в Севастополе. Теперь мы решили еще более скоординировать свою работу. Зачем и кому это нужно? Читать далее...

ВВЕРХ

Юрий КРУЧИНИН. О времени и о кораблях

hrusev_grozny1_

Командир – душа и воля корабля, его мужество и спасение, его мысль и совесть.

Л. Соболев

Смутное время, пережитое Военно-Морским Флотом в конце 50-х годов, похоже, закончилось. Закончилась и неуверенность флотских офицеров в необходимости службы на флоте. Прошли времена, когда целые выпуски военно-морских училищ увольнялись в запас. Ломалась жизнь и тех, кто мечтал служить на флоте, кто несколько лет уже отдал флоту, их переводили в ракетные войска, Войска ПВО страны, за неподчинение даже отдавали под суд, многих увольняли на пенсию.

И нет оправдания бывшему Первому секретарю ЦК КПСС Н.С. Хрущеву за все, что он сделал с флотом, – это его прямая вина, вина всех тех, кто стоял у власти и определял военную политику. И все-таки надводный флот даже в смутное время получал свое дальнейшее развитие. На его строительстве сказались успехи в разработке комплексов противокорабельных ракет (ПКР). Тогда начались проектно-конструкторские работы по оснащению строившихся крейсеров и эсминцев комплексами КСС, КСЩ, создаваемыми на базе авиационных систем.

Тогда же начались разработки крылатых ракет, специально используемых с надводных кораблей: таких, как П-40, П-35, П-15. Здесь мы опережали американцев. Разрабатывались для надводных кораблей ЗРК (зенитные ракетные комплексы).

Для крейсеров предназначались сухопутный комплекс средней дальности С-75 (для флота «Волхов»), ЗРК ближнего действия с дальностью 15 км (ЗРК «Волна»), предназначавшийся для эсминцев. Для малых кораблей планировалось создать ЗРК самообороны типа «Оса». К этому времени были созданы автоматические артиллерийские установки АК-726, АК-725, АК-230 с дальностью стрельбы 16, 13 и 4 км соответственно. Получали развитие и радиолокационные системы управления огнем. Для обнаружения воздушных целей строившиеся корабли должны были оснащаться РЛС нового поколения («Ангара», «Кливер»), а также станциями радиотехнической разведки и радиоэлектронного подавления («Бизань», «Краб»).

Успехи в развитии зенитного управляемого оружия породили у наших военно-политических руководителей надежду на то, что корабельные средства ПВО обеспечат защиту кораблей в море от средств воздушного нападения противника без привлечения истребительной авиации. И эта уверенность была одной из причин приостановки на долгие годы строительства авианосцев.

Большое развитие в те годы получило противолодочное оружие. Были созданы самонаводящиеся торпеды СЭТ-40 и СЭТ-53 с дальностью стрельбы до 8 км. Поступили на вооружение ракетно-бомбовые установки РБУ-2500 и РБУ-6000, разработаны ГАС (гидроакустические станции) «Геркулес», «Титан», «Вычегда».

Внедрение ракетного и других видов оружия и технических средств обусловило создание новых классов и подклассов кораблей, которые с 1966 года получили классификацию как ракетные, противолодочные, артиллерийско-торпедные, противоминные и десантные корабли.

Идея перевооружения легких крейсеров проекта 68-бис на крылатые и зенитные комплексы и разработанные технические проекты по этому перевооружению не нашла поддержки у высшего военного командования и правительства. Переоборудованы были только два крейсера: «Адмирал Нахимов» и «Дзержинский». На крейсере «Адмирал Нахимов» была поставлена крылатая ракета КСС (комплекс «Стрела»), проведено 27 пусков с высокой эффективностью. Было принято решение об оснащении строившихся кораблей этого проекта комплексами П-6 (этот комплекс разрабатывался для пл). Но затем Морской научно-исследовательский комитет предложил ограничить число крейсеров для переоборудования. Но и этот, уже разработанный проект, не был утвержден. То же постигло и крл «Дзержинский», на котором была снята третья башня ГК, кормовой КДП и установлен ЗРК М2 («Волхов»). Этот крейсер оказался единственным переоборудованным, не отправленным на слом.

крейсер "Дзержинский"

Конструкторское бюро (ЦКБ-17) представило на рассмотрение руководству ВМФ ряд вариантов создания на базе уже строившихся крейсеров кораблей и судов различного назначения: авианосца ПВО, вертолетоносца ПЛО, опытного корабля для испытания нового оружия, плавбазы подводных лодок, учебного корабля, спасателя подводных лодок, плавучей казармы. Об этом было доложено министру обороны Р.Я. Малиновскому. Однако, основываясь на позиции руководства страны и заключении Генштаба, министр обороны принял решение сдать на слом все семь недостроенных легких крейсеров проекта 68-бис. Был отправлен на слом и самый новый крейсер «Адмирал Нахимов», уже переоборудованный по проекту 71. Почти построенные крейсера были пущены на слом!

"Адмирал Нахимов" после списания с флота

Была предпринята попытка создать два новых проекта крейсеров: легкий крейсер проекта 63 с атомной энергетической установкой с ракетными комплексами П-40 и ЗРК «Волна» и корабль ПВО проекта 81 с ЗРК большой дальности стрельбы, предназначенный для ПВО соединений кораблей в море от воздушного нападения противника.

Но разработаны были только эскизные проекты этих кораблей, дальнейшего развития этот план не получил.

К середине 50-х годов стало очевидным, что эсминцы с торпедно-артиллерийским вооружением утратили роль ударных сил флота. Они могли быть использованы только как корабли охранения конвоев и транспортов и для огневой поддержки десантов.

Появление же противокорабельного управляемого ракетного оружия и оснащение им эсминцев превращало их в ударную силу, способную бороться с крупными кораблями. Так были выделены подкласс ракетных кораблей, близких по водоизмещению к эсминцам, и ракетные крейсера более крупного водоизмещения. Кроме того, определился подкласс кораблей ПЛО-ПВО с усиленным противолодочным и зенитным ракетным оружием, которые образовали подкласс больших противолодочных кораблей (бпк).

Первым шагом в этом строительстве стало переоборудование эсминцев проекта 56. Вместо 130-мм и 45-мм артиллерийских установок, торпедных аппаратов и бомбометов на эсминце разместили одинарную ПУ с погребом под КР КСЩ (эм «Бедовый»). Был разработан проект 57-бис с двумя ПУ и погребами под 16 КР КСЩ. Но недостатком этого проекта были низкая скорострельность, несовершенство КСЩ и отсутствие эффективных средств ПЛО. Было построено несколько кораблей, и проект был приостановлен. Эти недостатки были преодолены в новом проекте 58, по существу корабле принципиально нового типа с двумя счетверенными ПУ под КР П-35. В них кроме штатного хранения 8 ракет, в погребах хранился второй комплект для перезарядки. Зенитное вооружение состояло из двух спаренных ЗРК «Волна» и двух АУ АК-726. В 1962 году Н.С. Хрущев посетил первый такой корабль «Грозный». Впоследствии корабль был классифицирован как ракетный крейсер.

В 1962 году Н.С. Хрущев посетил первый такой корабль «Грозный».

Ракетный крейсер "Грозный"

В 1956-58 гг. был спроектирован другой принципиально новый тип корабля – скр ПЛО-ПВО проекта 61. С 1966 года он был классифицирован как большой противолодочный корабль (бпк). БПК проекта 61 имел нормальное водоизмещение 4000 т, длину 144 м, ширину 16 м, осадку 4,6 м, гладкопалубный корпус с длинной надстройкой из легкого алюминиево-магниевого сплава.

Впервые в мировой практике на корабле была применена всережимная газотурбинная энергетическая установка мощностью 72 000 л.с., имевшая примерно вдвое меньшую массу, чем КТУ той же мощности на эсминце проекта 56. В каждом из двух машинных отделений размещалось по два газотурбинных двигателя (ГТД), работающих на вал через спаривающий реверсивный редуктор, скорость полного хода превышала 34 узла (на испытаниях – 35,5 узла). Предусматривались специальные мероприятия по снижению теплового и акустических полей, помех работе ГАС, успокоители качки. Зенитное вооружение состояло из двух ЗРК ближнего действия «Волна» и двух спаренных 76-мм артиллерийских установок АК-726 с двумя стрельбовыми РЛС «Турель». Средства ПВО получали целеуказания от двух РЛС воздушного наблюдения типа «Ангара» и «Кливер».

Противолодочное вооружение включало один пятитрубный 533-мм аппарат для стрельбы самонаводящимися торпедами и реактивные бомбометы РБУ-6000 и РБУ-1000 (для стрельбы по идущим на корабль торпедам). ГАС «Титан» и «Вычегда» имели гидроакустические антенны в выдвижном подкильном обтекателе. В кормовой части находились взлетно-посадочная площадка (ВПП) для противолодочного вертолета КА-25, погреб его боезапаса и цистерны с авиатопливом (10 тонн). На корабле предусматривалась возможность приема и постановки мин. Экипаж корабля составлял около 300 человек.

Первый корабль проекта 61 «Комсомолец Украины» был заложен на заводе им. 61-го коммунара в г. Николаеве 15 сентября 1959 года, сдан флоту 31 декабря 1962 года.

Но пока шли на слом почти построенные крейсера, прекратилось строительство эсминцев и скр, пока переоборудовались только единицы уже построенных кораблей, пока задуманные проекты новых кораблей воплощались в рабочих чертежах, закладывались на верфях, мучительно входили в строй, закрывались военно-морские училища, сокращались артиллерийские факультеты, курсанты выпускных курсов и молодые офицеры отправлялись в запас. На плавающих кораблях прекратился рост офицеров. И когда началось строительство новых проектов кораблей, оказалось, что служить на них некому. Увеличились наборы в училища, а желающих поступать в начале 60-х было немного. Авторитет и престиж флотского офицера был подорван. Начали привлекать в училища, прибавив год учебы, инженерными дипломами.

Но для подготовки офицера на первичную должность требуется 5-6 лет! В лучшем положении оказались подводники. Там выпуски не сокращались, подводные лодки продолжали строиться. А на надводных кораблях, когда в начале 60-х годов в связи со сложным международным положением была произведена массовая расконсервация кораблей, катастрофически не хватало офицеров, особенно первичного звена. И тогда начался призыв уволенных в запас в конце 50-х годов. Зачастую призывали, не спрашивая желания. На 3 года стали призываться штурманы с гражданских судов, из морских училищ и других гражданских вузов.

Мы свои корабли пустили на слом, а вот американцы оказались умнее. Даже линкоры военной постройки они поставили на консервацию, а многочисленный состав эсминцев типа «Гиринг» переоборудовали и модернизировали по программе ФРАМ-1 и ФРАМ-2. Кстати, в 70-х годах американцы расконсервировали линкор «Айова», и он своим 406-мм главным калибром обстреливал территорию Ливана в 1983 году.

Такое было время – начало и середина 60-х годов. Оно ушло…

--------------------------------------------------------
Кручинин Ю.Л. Командую кораблем. Севастополь: Издатель Кручинин Л.Ю, 2008. – 320 с., ил.

--------------------------------------------------------

Комментировать

Ваш e-mail будет виден только администратору сайта и больше никому.