Клуб книгоиздателей и полиграфистов Севастополя

http://lytera.ru/

Наши авторы

Андрей ОСТАШКО

Андрей Осташко

Путешественник, исследователь, экскурсовод, гид-переводчик, автор концептуально-исторических туристических маршрутов и документальных видеопроектов по Крыму ...

Читать далее

Эдуард УГУЛАВА

Эдуард УГУЛАВА

Автор множества публикаций в московских, киевских изданиях, неоднократный победитель конкурсов на лучший рассказ в «Крокодиле», ...

Читать далее

Издать книгу

Пожелания заказчика всегда сводятся к трем словам: быстро, дешево, хорошо. Исполнитель же настаивает: одно слово - всегда лишнее. В любом варианте. Читать далее...

Книга: шаг за шагом

Профессиональные рекомендации и советы от авторитетного издателя, раскрывающие множество тонкостей и нюансов процесса создания книги, окажут неоценимую помощь как начинающим, так и уже опытным авторам. Читать далее...

О проекте

Наш клуб – это содружество издателей и полиграфистов, которые уже многие годы в профессиональной кооперации работают в Севастополе. Теперь мы решили еще более скоординировать свою работу. Зачем и кому это нужно? Читать далее...

ВВЕРХ

Неотвеченный звонок

А. Волков. Неотвеченный звонок

Автор: Александр ВОЛКОВ
Жанр: Рассказы
Издательство: «Дельта»
Город: Севастополь
Год: 2014

В книгу севастопольского автора, члена Национальных Союзов писателей Украины и России, лауреата премии им. Л.Н. Толстого,  вошли 20 рассказов, большинство из которых написаны в последние годы и еще не публиковались. Все они разноплановы по характеру, но объединены одной общей идеей глубокого исследования человеческого сердца. Врач по профессии, Александр Волков последовательно осваивает собственную нишу, всматривается в трагические изломы человеческих судеб на стыке двух эпох.

...

Критики о книге «Неотвеченный звонок»

"...Все рассказы в сборнике «Неотвеченный звонок» – живые, потому что в них слышен пульс автора.

В рассказе «Верую» главный герой Лев Иванович Соколов, человек небезупречной нравственности, проходит многолетний путь грешной жизни. Едва жена за порог, как он тут же начинает выпивать и вскоре втягивается в длительные запои. Возникает череда случайных подруг, жизнь несётся стремительно и сначала кажется весёлой, как затянувшийся праздник – сплошное небо в алмазах. Но постепенно кураж исчезает, наваливается состояние мрачного ступора: «…мир застывает, как ночь, отраженная в разбитом зеркале». А тут ещё выясняется, что жена очень серьезно больна. И только после этого Соколов проясняет для себя, что значит для него жена, какое огромное место она занимает в его беспутной жизни. Он ищет причину её болезни и приходит к горькому выводу – это он виноват, только он, со своим пьянством, распутством, невниманием. Он принёс жене столько горя, сделался источником душевных ран, вот её организм и не выдюжил, сдался. Теперь нужно бороться за жизнь любимого человека. Но главное – надо изменить себя. И верить, бесконечно верить, что болезнь можно победить.
Главному герой совершает длительную и трудную душевную работу до того, чтобы в финале рассказа пережить своего рода катарсис: «Соколов прочувствовал, что все готов отдать – жизнь, кожу свою, почку, хрусталик, всё, лишь бы это помогло, а без Люды ему ничего и не надо, и он прошептал: «Верую!» – и слезы потекли из его широко распахнутых глаз».

Рассказ сложный, глубокий. Нравственные проблемы, которые встают перед главным героем, невозможно разрешить одним мановением руки. Но здесь важен даже не сам факт перерождения (случись такое в одночасье, читатель ни за что не поверит) – гораздо важнее сам вектор устремления Соколова, его стремление обрести настоящую веру.

«Вося. Бум-бум» – рассказ совершенно иного плана. И не потому, что повествование ведется от первого лица и практически весь текст выстроен на диалогах. Здесь по-другому завязаны отношения между мужчиной и женщиной. Назвать их взаимные чувства любовью язык не поворачивается. Не просматривается здесь внутреннего скрепа. Всё зыбко, вибрирует и, похоже, готово рассыпаться от неосторожного внешнего прикосновения. Судя по всему, он и она даже слов таких не знают, чтобы высказать друг другу свою привязанность. Их отношения, как подземная река, не видимы глазу, не слышны уху. Но, в конце концов, эта река выбивается на поверхность небольшим родником. Когда Алла, так зовут женщину, отходит от столика, за которым происходит всё действие рассказа, Вося, так зовут мужчину, признается рассказчику: «Знаешь, а я ведь хотел, чтобы она отошла, чтобы сказать тебе – как она мне нравится, можно даже признаться – я ее люблю. Представляешь?»

При чтении коротенького рассказа «Красавчик» эмоциональное напряжение достигает критической величины, повышается давление, учащается пульс. Пересказать сюжет можно одной фразой, но так наполнить энергией пять страниц текста – это мало кому дано.

Полная ему противоположность – рассказ «Лето было очень жарким»: опустошающий, с минусовым зарядом, он навевает ощущение бессмысленности жизни, даже не жизни, а существования в некоем социуме, заброшенном, как старый бесхозный сарай. Правда, автор формулирует среду обитания главного героя иначе: «У Боброва возникло ощущение, что остров, изолированный от остального мира, на котором он живёт, погружается в морскую пучину, и никак нельзя этот процесс остановить». Отслужив в армии и в 50 лет оказавшись в иных условиях, Бобров не может вписаться в сегодняшние реалии. «Всё, что он хотел, ему не давалось: деньги, удача, хорошие отношения…» Он пытается заняться бизнесом, но в итоге – никакого роста, одно разорение. «Занял, потратил, нашел деньги, отдал… И так до бесконечности…»

Совершенно случайно Бобров встречает необыкновенную женщину, и стрела Купидона мгновенно поражает его сердце. А ведь совсем недавно он думал, что ему уже ничего не нужно. «Значит, он подсознательно готов, чтобы к нему подошла какая-нибудь, прикоснулась к его руке своей теплой ладонью и увела за горизонт навсегда…»

Но вскоре эйфория сменяется унынием – женщина «грузит» Боброва своими проблемами. И, больше того, требует от него материальной поддержки, якобы торгуется с ним за продолжение отношений. А заключительный аккорд, когда Бобров из-за ложной неловкости отказывается выполнить незначительную просьбу пожилой женщины и потом корит себя за это, усиливает чувство безнадёжности и тоски. Похоже, автор рассчитывал вызвать у читателя именно такие эмоции. Если так, это удалось на 100%.

Хочу продемонстрировать свое непомерное ханжество. Будь моя воля, я бы на рассказах «Не оставляйте женщину одну», «Неотвеченный звонок» и «Самая красивая женщина» поставил гриф «Детям до 16 лет читать запрещается». Хотя знаю, что сегодняшние восьмиклассники, благодаря интернету и социальным сетям, в интимных вопросах разбираются гораздо полнее, чем самый распутный донжуан времён моей молодости.

И дело даже не в том, что в перечисленных рассказах мастерски изображены сцены соития, здесь не только физиология и анатомия, здесь поток сопровождающих чувств, перелив настроений, буйство красок, запахи, звуки, вкус – короче, все органы человеческих чувств задействованы по полной программе. Образность в описании подобных сцен просто зашкаливает, а порой выходит на уровень метафоры.

Но гриф бы я поставил по другой причине. Молодые читатели не имеют опыта героев и персонажей, что живут в рассказах Александра Волкова. Это опыт уличного воспитания, вытаскивания себя за волосы из провинциального болота, опыт достижений и разочарований, это опыт выживания в социальных джунглях, в бездуховном пространстве пост-бандитского государства. А без такого опыта, или какого-нибудь другого, житейского, чтение перечисленных рассказов будет напоминать разглядывание непристойных открыток, где вопрос о нравственности лишен смысла.

Хотя нравственный закон очень прост по своей сути. Его истоки берут начало где-то в районе Нагорной проповеди. Но как же трудно нам, грешным, следовать всего-то десяти заповедям на протяжении нашей короткой жизни. На практике мы живем не по нравственным законам, а по нравственным понятиям, что устоялись в нашем окружении, в этом замкнутом пространстве, где мы барахтаемся изо дня в день, вращаясь по одной и той же орбите. По нашим местечковым понятиям ложь, измена, дешёвая показуха и блуд на фоне душевной стагнации – всё это канает со знаком плюс. Не зря же Коля Передрягин из рассказа «Не оставляйте женщину одну» в течение трех дней, пока жена отсутствовала, успел изменить ей дважды с разными женщинами. И, встречая супругу на перроне вокзала, не без оснований опасается, что проницательная женщина всё прочтет по его глазам. Приходится имитировать случайное падение и раскроить голову до крови. А потом стоять перед супругой на коленях и благодарить Господа за то, что подарил несчастному Коле такую прекрасную женщину.

Его тезка, предприниматель Николай из рассказа «Неотвеченный звонок» – типичный семейный деспот. Маленького сына называет выродком. Жену Валю третирует по полной. В постели – безжалостный садист. Разговаривает с ней едва ли ни матом. Что не так – сразу в ухо. Не удивительно, что у Вали, молодой ещё женщины, появляется некий телефонный собеседник. Полная противоположность мужу: учтивый, сочувствующий, ко всему прочему – поэт. Наступает такой момент, когда телефонные беседы пора переводить в другую фазу. Они договариваются о встрече…

«Одиночество» – само название определят суть этого рассказа. Тридцатипятилетняя Оксана, женщина без материальных проблем, но, увы, разведенная, не прочь наладить семейную жизнь. И новый знакомый ей разъясняет: у тебя должна быть жизнь нормальной женщины, ты должна получать внимание, заботу, деньги, секс. «Зачем мне секс, если человек не нравится?» – спрашивает Оксана. Знакомый утверждает, что так все живут, а семей, где муж и жена любят друг друга, единицы. «Ничего, – говорит Оксана, – я буду ждать». Сбудутся ли ее надежды – неизвестно. Но так хочется пожелать счастья и Оксане, и всем другим персонажам рассказов Александра Волкова. Ведь, судя по всему, для них счастье, как для многих из нас, категория дефицитная.

Трогательный рассказ «Солдатик», написанный совсем недавно, совершенно не похож на все, что мы привыкли читать у Александра Волкова. Здесь и время другое, и персонажи не те. Поменялись интонация и стиль письма. Что это? Возможно, поиск иных творческих подходов, попытка расширения тематики. Это хорошо. Это значит, что мы, читатели, вправе ждать от автора новые вещи со свежими современными идеями, подкреплёнными прежним наработанным мастерством.

О чем бы ни писал Александр Волков, главная его цель – исследование человеческого сердца. Недаром врач по профессии. Он последовательно осваивает собственную нишу. Всматривается в трагические изломы человеческих судеб на стыке двух эпох – СССР-овского социализма и несформировавшегося дикого капитализма. И делает это великолепно.

Виктор ЛАНОВЕНКО

Волков А. Неотвеченный звонок: Роман в рассказах о женщинах ...и немного о мужчинах... – Севастополь: «Дельта», 2014. – 336 с., илл.

Читать рассказы из книги:

Солдатик

Верую!

Не оставляйте женщину одну…

Комментировать

Ваш e-mail будет виден только администратору сайта и больше никому.