Клуб книгоиздателей и полиграфистов Севастополя

http://lytera.ru/

Наши авторы

Виктор ЛАНОВЕНКО

Виктор Лановенко_2015

Писатель, драматург. Член Союза писателей России. Лауреат региональной премии Льва Толстого.  Автор более десятка пьес, ...

Читать далее

Василий КУЛИКОВ

Василий КУЛИКОВ

Прозаик, член Конгресса литераторов Украины.

Печатался в литературно-историческом альманахе «Севастополь», коллективных сборниках севастопольских авторов.

Автор книг прозы ...

Читать далее

Издать книгу

Пожелания заказчика всегда сводятся к трем словам: быстро, дешево, хорошо. Исполнитель же настаивает: одно слово - всегда лишнее. В любом варианте. Читать далее...

Книга: шаг за шагом

Профессиональные рекомендации и советы от авторитетного издателя, раскрывающие множество тонкостей и нюансов процесса создания книги, окажут неоценимую помощь как начинающим, так и уже опытным авторам. Читать далее...

О проекте

Наш клуб – это содружество издателей и полиграфистов, которые уже многие годы в профессиональной кооперации работают в Севастополе. Теперь мы решили еще более скоординировать свою работу. Зачем и кому это нужно? Читать далее...

ВВЕРХ

Оживший Пушкин: вечер памяти поэта в Ялте

Оживший Пушкин_Ялта_2015

Вечером 17 февраля 2015 года в Ялтинском театре им. Чехова прошло необычное для Ялты мероприятие. Бюро пропаганды художественной литературы СП России пригласило ялтинцев в «Литературную гостиную» на мероприятие из цикла «Живая классика», посвященное поэме А.С. Пушкина «Полтава».

Ведущая и автор программы Алла Васильевна Панкова нашла исключительно правильное направление разговора со зрителем. Она выходит на авансцену к микрофону и начинает простой, откровенный разговор со зрителем. Делится со зрителем своей любовью к Пушкину, своим знанием его творчества, своим пониманием его поэмы «Полтава». Она ставит перед ним вопросы и не дает на них прямых ответов, предлагая зрителю самому попытаться найти эти ответы в пушкинском тексте. А «подсказками» залу служит музыкальное сопровождение, интонирование чтецами текста поэмы и замечательный видеоряд, созданный Ириной Панковой.

Доктор филологических наук, главный научный сотрудник Института мировой литературы им. А.М. Горького Виктор Мирославович Гуминский кратко, четко и понятно обрисовал историческую обстановку, предшествовавшую Полтавской битве.
Зал сидит в напряжении. Представление проходит в Ялте, в Крыму, который меньше года назад, с опозданием на 20 лет, вернулся в Россию. Сегодня на очередном витке истории вновь напряжены отношения между русскими и украинцами, часть из которых идентифицирует себя с русским народом, а другая часть вновь ищет защиты в Европе. И, как всегда, Пушкин современен для нас. Его «Полтаву» вполне можно принять за аллегорическое изложение сегодняшнего конфликта. Сегодня на том же географическом пространстве так же тесно переплетены политические интересы и человеческие судьбы. Всё так же любовь борется с ненавистью, а правда с ложью. Но вряд ли появится новый Пушкин, чтобы хотя бы с приблизительной художественной силой отобразить это время для потомков. Хотя, как знать: Пушкин создал свою «Полтаву» через 119 лет после Полтавской битвы.

Алла Васильевна Панкова легкими штрихами, похожими на те, какими пользовались блестящие иллюстраторы Пушкина Трауготы, обрисовывает зрителям общие контуры того, что они сейчас услышат и увидят. Звучит музыка, создавая нужное настроение, вступает голос чтеца, декламирующего текст поэмы, оживает экран – действие начинается.

Сюжет поэмы «Полтава» непрост. Пушкин показывает нам запутанный узел исторических событий, человеческих судеб, дружеских и семейных отношений, личностных проблем, высоких и низменных чувств, любви и ненависти, верности и предательства. Но легкая строка поэта, немеркнущая красота его изложения, его уверенность в своей правоте – ниточка за ниточкой распутывают перед нами этот клубок противоречий, разворачивают его в ясную эпическую картину.

Выступает профессор В. Гуминский

Выступает профессор В. Гуминский

Присутствуя на этом представлении, задумываешься: кто ты есть, слушатель или зритель? Склоняюсь к мысли, что всё же зритель. Зритель. И происходящее на сцене с полным правом можно назвать спектаклем. Современным спектаклем!

Валентин Клементьев читает текст, и делает это, не побоюсь сказать, лучше своих известных предшественников: А. Шварца, В. Качалова, В. Аксенова. Он читает его без надрыва и излишнего пафоса. Наверное, так же читал поэму ее автор. И, чтобы актер ненароком не соскользнул в пафос, в чрезмерное драматическое напряжение, его голос, по воле авторов представления, сменяется женским голосом.

Артистка Московской государственной академической филармонии Лариса Савченко читает свою часть текста по-своему, усиливая динамку происходящего. Именно на динамике и построено всё представление. Смена голосов чтецов, прерывание повествования оперным пением, скрипичными вставками, чередование неподвижного изображения и фрагментов кино на экране снимают огромное напряжение слушателей и вновь заставляют их напрягаться. Эта динамика и поднимает чтение поэмы до уровня спектакля. Современного спектакля начала XXI века.

Тонкий знаток сценического искусства, лауреат Нобелевской премии и, к слову сказать, большой русофил Ромен Роллан считал, что «искусство не может отвлечься от стремлений своего времени». Следует добавить, что тем более – от его возможностей. Создателям представления удалось в полной мере использовать и то и другое!

Вечер посвящен всего одной поэме А.С. Пушкина. Но и поэма выбрана так и преподносится она таким образом, что ее автор предстает перед нами во всей полноте и мощи своего таланта. Он историк, публицист, драматург и гениальный поэт одновременно. Он тонкий знаток еле уловимых движений душ человеческих и мастер батальных сцен. Он, словно живописец, вырисовывает перед нами чарующие пейзажи Украины, ненавязчиво окунает нас в украинский фольклор.

Пушкин_Ялта1

Александр Пушкин незримо присутствовал на сцене...

Как во всех своих произведениях, ему посвященных, с особой любовью и восхищением Пушкин выводит в поэме образ Петра Великого. На его стороне безусловные симпатии поэта. Что же касается образов остальных эпических героев: Мазепы, Кочубея, Искры, Карла XXII, Пушкин хоть и выражает свои симпатии и антипатии, но не столь категорично, подчеркивая, что это лишь его личное мнение, и он его нам не навязывает. Пушкин провел правильный исторический анализ и гениально предугадал, что образы его героев навсегда войдут в историю во всей своей противоречивости и неоднозначности. Однозначна только беззаветная любовь к России, вера в нее, гордость за нее самого автора – Александра Сергеевича Пушкина!

Видеоряд представления сложен. В нем собраны фотографии и коллажи многочисленных портретов Пушкина, его собственных рисунков, портретов его героев и иллюстраций к его поэме, кинокадры нескольких экранизаций по мотивам поэмы «Полтава» и оперы «Мазепа». Неоднократные повторы позволяют зрителям разобраться в видеокомпозиции и запомнить ее. Экран использован также для предельно кратких и немногочисленных (не более, чем это необходимо) комментариев происходящего.

Ялтинским зрителям было приятно, что в видеоряде использовались фрагменты из фильма «Мазепа», поставленном В. Гончаровым в киноателье А. Ханжонкова. Именно в Ялте через 8 лет после создания этот фильма Ханжонков начал строительство «русского Голливуда», прерванное революцией. В Ялте на Пушкинском (!) бульваре установлен памятник Александру Ханжонкову, здесь же на Поликуровском кладбище он похоронен.

Вернемся к заголовку этой статьи. На сцене ни разу не появляется А.С. Пушкин. Но у всех зрителей возникает чувство его постоянного присутствия. В правом углу авансцены стоит портрет великого поэта и букет живых огромных алых роз перед ним. Каждый раз, когда останавливается видеоряд, на экране появляется афиша этого представления с большим портретом Пушкина. Со сцены звучат его бессмертные строки. Звучат оперные арии на его слова, музыка, вдохновленная его поэмой.

Вокальные фрагменты, органически вписанные в представление, служили украшением всего происходящего. Молодые солисты театра «Новая опера» им. Е.А. Колобова Елизавета Соина и Артем Гарнов покорили зрителей. Их выходы каждый раз оканчивались аплодисментами. Такими же украшениями представления были сольные скрипичные выступления лауреата международных конкурсов Софии Федотовой под аккомпанемент Полины Федотовой.

Сцена из представления

Сцена из представления

Заслуженная артистка России, доцент Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Полина Федотова не просто аккомпанировала вокалистам и скрипачке или исполняла свои сольные партии, она весь вечер практически не покидала сцены. Замечательная фортепианная музыка великого Чайковского в ее исполнении служила фоном всего представления. Она создавала эмоциональную атмосферу вокруг всего происходящего, предваряла, сопровождала и завершала выступление каждого участника. Музыка в ее исполнении и задушевный голос ведущей Аллы Васильевны Панковой провели зрителей через всё сложное и продолжительное представление, не позволяя ни отвлечься, ни заблудиться в своих мыслях, заставляя сочувствовать и сопереживать далеким событиям вместе с Пушкиным, Чайковским и их замечательными исполнителями!

Уже много лет Ялту не балуют своими визитами выдающиеся российские исполнители, мастера искусств. В городе муз, в котором каждая улочка, каждая стена может рассказать о культурной истории России, в городе А.П. Чехова, к которому в гости приезжал МХАТ в полном своем составе, в летней столице последних трех российских императоров, сегодня, как никогда, не хватает встреч с носителями классической русской культуры – артистами, художниками, писателями.

Михаил Боровский, Алаа Васильевна Ханило и Алла Васильевна Панкова, и народный артист России Валентин Клементьев

Михаил Боровский, Алаа Васильевна Ханило и Алла Васильевна Панкова, и народный артист России Валентин Клементьев

День 17 февраля выдался самым холодным за всю зиму 2014–2015 года. По ялтинским, естественно, меркам – было несколько градусов ниже нуля. Но то, что сделали московские гости, без всякого преувеличения, можно сказать, согрело ялтинцев, пришедших в городской театр имени А.П. Чехова. Согрело теплом культурной Москвы. И, по существу, открыло в Ялте Год литературы.

Огромное спасибо за это Бюро пропаганды художественной литературы Союза писателей России и его директору А.В. Панковой, обществу «Знание» России, Ялтинскому театру им. А.П. Чехова, его директору Н. Руднику и меценату А. Лебедеву, всем замечательным исполнителям за чудесный вечер!

«Узнай, по крайней мере, звуки…», – обращается Пушкин в посвящении к поэме «Полтава» к неведомой нам любви своего сердца, в которой мы, подталкиваемые авторами представления, видим (видим в полном смысле этого слова – на экране периодически возникает ее образ) княгиню Марию Волконскую.

Мы узнаём звуки твои, дорогой Александр Сергеевич, милые нам так же, как лучшим твоим современникам, как русским людям всех поколений, разделяющих нас!

АВТОР: Михаил БОРОВСКИЙ, председатель Ялтинского литературного общества им. А.П. Чехова. Фото Марины Лагарто.  Источник: Литературная газета + Курьер культуры: Крым-Севастополь №3-2015.

Метки записи:

Комментировать

Ваш e-mail будет виден только администратору сайта и больше никому.