Клуб книгоиздателей и полиграфистов Севастополя

http://lytera.ru/

Наши авторы

Виталий НАДЫРШИН

Виталий НАДЫРШИН

Виталии Аркадьевич Надыршин родился в Астрахани в 1948 году, но почти всю жизнь ...

Читать далее

Виталий ФЕСЕНКО

Виталий ФЕСЕНКО, поэт, музыкант

Поэт, публицист, художник, музыкант, актер, режисер, автор и исполнитель песен на свои стихи. Член национального ...

Читать далее

Издать книгу

Пожелания заказчика всегда сводятся к трем словам: быстро, дешево, хорошо. Исполнитель же настаивает: одно слово - всегда лишнее. В любом варианте. Читать далее...

Книга: шаг за шагом

Профессиональные рекомендации и советы от авторитетного издателя, раскрывающие множество тонкостей и нюансов процесса создания книги, окажут неоценимую помощь как начинающим, так и уже опытным авторам. Читать далее...

О проекте

Наш клуб – это содружество издателей и полиграфистов, которые уже многие годы в профессиональной кооперации работают в Севастополе. Теперь мы решили еще более скоординировать свою работу. Зачем и кому это нужно? Читать далее...

ВВЕРХ

«Поэт труда» Николай Гарин-Михайловский

Гарин-Михайловский - поэт труда

На Сторожевой скале, Караул-Кая, самой мощной скале Ласпинского перевала, рядом со смотровой площадкой, укреплен черный барельеф Н.Г. Гарина-Михайловского. Это памятный знак выдающемуся инженеру-путейцу и талантливому писателю, оставившему свой «след» на просторах полуострова.

В начале 20 века Николай Георгиевич Михайловский (Н. Гарин – его литературный псевдоним) прибыл в Крым для проведения проектно-изыскательских работ, целью которых было строительство железной дороги, связывающей города южнобережья. Обладая кипучей энергией и пламенной фантазией, Михайловский мечтал «украсить путь… гротами, замками, башнями, постройками в мавританском стиле, арками и водопадами».

Вместе с членами своей экспедиции он поселился в Кастрополе, на дачах московских инженеров Первушиных (позже здесь появился санаторий, а затем пансионат «Кастрополь»).

К этому времени за плечами инженера «путей сообщения» был уже богатый опыт строительства дорог, известность в литературных кругах и кругосветное путешествие.

Н.Г. Михайловский родился 8 февраля (по ст. стилю) 1852 года в Петербурге, в семье военного офицера. В Одессе окончил Ришельевскую гимназию и поступил на юридический факультет Петербургского университета, но чуть позже перешел в Институт инженеров путей сообщения, который окончил в 1878 году. Работа инженера-изыскателя и строителя железных дорог стала призванием Михайловского, формировала его как личность и писателя.

После завершения обучения он принимал участие в строительстве шоссейной дороги до города Бургас в Болгарии, железной дороги Бендеры – Галиц, узкоколейной северной дороги Кострома – Вятка. В 1886 году Николай Георгиевич получил назначение на Самаро-Златоустовскую железную дорогу, которая явилась началом Великого Сибирского пути.

Начаотник партии Гарин-Михайловский (во втором ряду, первый справа) среди коллег-изыскателей

Начальтник партии Гарин-Михайловский (во втором ряду, первый справа) среди коллег-изыскателей

Склонность к литературному творчеству у Михайловского проявилась еще в гимназии, но по-настоящему он начал писать на Урале, в возрасте 35 лет. Это был период напряженной работы, связанный с решением сложнейших инженерно-технических задач и полным «погружением» в литературу. Появился самый ранний очерк «Вариант».

На короткое время Н.Г. Гарин-Михайловский оставил службу и отправился в самарское имение Гундоровку, где закончил очерк «Несколько лет в деревне» и продолжил работу над повестью «Детство Темы». Эти два произведения стали отправной точкой в его литературной деятельности, отмеченной и писателями, и читателями. В это время Н.Г. Михайловский знакомится с К.М. Станюковичем и М. Горьким. Позже М. Горький в своих «Литературных портретах» давал разностороннюю характеристику этому неординарному человеку: «Был он строен, красив, двигался быстро, но изящно, чувствовалось, что эта быстрота не от нервной расшатанности, а от избытка энергии.… Принимая жизнь как праздник, он бессознательно заботился, чтоб и окружающие его так же принимали ее».

Свои первые работы Н.Г. Гарин-Михайловский публиковал в журнале «Русское богатство», после чего прочно занял место в русской литературе.

Писатель занимался и публицистической деятельностью. Его статьи за подписью «Практик», «Инженер-практик», «Михайловский 2-й» появлялись в периодических изданиях: «Железнодорожное дело», «Волжский вестник», «Новое время», «Русская жизнь», «Русские ведомости» и др. Вопросы улучшения условий работы изыскателей, безопасности труда волновали инженера Михайловского, хотя уже перед ним в этот период открывалась заманчивая и многообещающая перспектива поприща литератора. Нет, успех не вскружил ему голову, и до конца дней своих он оставался «практиком этой жизни». «Талантлив был, во все стороны талантлив! Даже инженерную тужурку талантливо носил!» – заметил Савва Мамонтов, известный меценат и предприниматель того времени. «Тужурка инженера на нем – как его вторая кожа», – писал М. Горький.

В 1891 году Н.Г. Гарин-Михайловский покинул уютную Гундоровку и отправился на изыскания Западно-Сибирской железной дороги.

Во время своей инженерной работы на Урале и в Сибири писатель видел картины жизни русского, башкирского, татарского, чувашского и других народов. Наблюдаемую социальную несправедливость он отобразил в зарисовках «Карандашом с натуры». Быт, нравы и характеры людей – в очерке «Из путевых набросков». Появились рассказы «Бродяжка», «Бабушка».

После завершения всех дел, связанных со строительством Кротовско-Сергиевской железной дороги, введенной в эксплуатацию в августе 1897 года, Н.Г. Михайловский задумал совершить «для отдохновения» кругосветное путешествие. От Петербургского географического общества он получил предложение присоединиться к северокорейской экспедиции.

В июле 1898 года Михайловский вместе со спутниками прибыли с курьерским поездом из Петербурга в Москву, а оттуда в тот же день выехали прямым сибирским поездом до Иркутска. Из-за неоконченного строительства Транссибирской магистрали на отдельных участках пути до Владивостока участникам экспедиции пришлось испытать на себе ненадежность сообщений на лошадях и по воде. В сентябре 1898 года они добрались до бухты Посьета и до Новокиевска, который стал начальным пунктом Северокорейской экспедиции. Здесь были сформированы отдельные партии.

Партия, возглавляемая Н.Г. Михайловским, исследовала устье и верховье реки Туманганг, район вулкана Пектусан и верховье реки Амнокганг. Всего по Корее и Маньчжурии Михайловским было пройдено около 1600 км, в том числе около 900 км верхом, до 400 км в лодке по Амнокгангу и до 300 км на китайской повозке-двуколке по Ляодунскому полуострову. Гарин-Михайловский вел дневник и технический журнал экспедиции. Несмотря на бедность населения и социально-экономическую отсталость Кореи, страна ему очень понравилась, в своих записках он высоко оценил интеллектуальные и моральные качества корейского народа.

Из Порт-Артура путешественник отправился сначала в Шанхай, а затем через Тихий океан – в Америку. Пароход дважды заходил в японские порты (Нагасаки и Иокогаму), где Гарин-Михайловский пристально изучал жизнь города – и как инженер, и как писатель. Конечным пунктом океанского путешествия стал Сан-Франциско. Здесь особый интерес у Николая Георгиевича вызвало посещение американской фермы, поскольку сам он был агротехником-экспериментатором в своей Гундуровке.

На поезде Михайловский пересек весь Североамериканский континент и из Нью-Йорка отправился на пароходе «Лузитания» через Атлантический океан в Англию. Не задерживаясь в Лондоне, пересек Ла-Манш и отправился в Париж. Но и он не привлек особого внимания писателя – Михайловский торопился домой, в Россию.

Результаты своих наблюдений и исследований в Корее и Маньчжурии Михайловский опубликовал в специальных изданиях. Кроме того, на основе дневниковых записей написал целую книгу о путешествии, которая первоначально публиковалась в виде отдельных очерков в научно-популярном журнале «Мир Божий» в 1899 году. За все время путешествия им было записано до 100 корейских сказок, легенд и мифов. Записи Михайловского оказались самым значительным вкладом в корейскую фольклористику.

Постоянные изыскания, разъезды оставляли мало времени для литературного творчества – Михайловский часто писал в дороге, урывками, «на облучке». М. Горький рассказывал: «Я видел черновики его книг о Маньчжурии и «Корейских сказок»; это была куча разнообразных бумажек, бланки «Отдела службы тяги и движения» какой-то железной дороги, линованные страницы, вырванные из конторской книги, афиши концерта и даже две китайские визитные карточки; все это исписано полусловами, намеками на буквы». Но тем теснее была связь с жизнью, которая питала творчество Гарина-Михайловского.

И.А.Пасс. Портрет Н.Г.Гарина-Михайловского. 1905 г.

И.А.Пасс. Портрет Н.Г.Гарина-Михайловского. 1905 г.

Несмотря на пристрастие писателя к жанру очерков и рассказов, наибольшую популярность ему принесли автобиографические повести: после «Детства Темы» появилась повесть «Гимназисты». В 1895 г. была издана третья часть – «Студенты». Работу над четвертой частью «Инженеры» Гарин-Михайловский начал 1898 году, но она так и осталась незавершенной...

В Крым Гарин-Михайловский приехал в 1903 году. План по постройке железной дороги через весь полуостров давно привлекал внимание инженеров, но, как пишет А. Куприн, «Михайловский первый вдохнул в него живую душу и по чести может быть назван его отцом и инициатором». Война с Японией не дала свершиться намеченным планам до конца – изыскания были проведены, а железную дорогу не удалось построить. Только через 70 лет на основе тех разработок было проведено современное автомобильное шоссе Севастополь – Ялта, «новая трасса», заменившая старую с её почти тремястами поворотами.

Мысль инженера и писателя летела далеко вперед, «заглядывала» за горизонты: «Счастливая страна Россия! Сколько интересной работы в ней, сколько волшебных возможностей, сложнейших задач! Никому никогда не завидовал, но завидую людям будущего…»

АВТОР: Элина РУДАЯ, Симферополь. Источник: Литературная газета + Курьер культуры: Крым-Севастополь_ №3_2015/

Метки записи: , , ,

Обсуждение

  1.    Литивнов Иван,

    Надо заметить, что железными дорогами в те времена в России занималось огромное множество талантливых людей — инженеров, купцов, подрядчиков, строителей, финансистов... Тогда это было, наверное, сродни сегодняшней отрасли IT-технологиий. Очень сильно продвинулась вперед «лапотная» Россия благгодаря развитию ж/д транспорта. Но, правда, и воровали на этом строительстве тоже изрядно.

  2.    nata,

    Вы совершенно правы, Иван.

    В эту сферу деятельности включались весьма выдающиеся личности — такие как Борис Николаевич Чичерин, русский правовед, философ, историк и публицист, академик-гегельянец, по учебникам которого ДО СИХ ПОР учат будущих экономистов и международников, настолько четко он все описал про настоящее и будущее России.

    Б. Чичерин был избран в совет директоров Тамбово-Саратовской железной дороги, там за 4 года не только все построили, но провели в городе электричество, водопровод, канализацию, и город расцвел — а все потому, что сам не воровал и другим не давал.

    К слову, и Крым, и Севастополь стали особенно успешно развиваться именно после ввода ж/д ветки Харьков-Лозовая.

  3.    Литивнов Иван,

    Интересно, не родственник ли он советского наркома ин.дел? И заодно — замечательной Юлии Чичериной?

  4.    nata,

    Наркома — да, он его родной дядя по отцу. И поскольку своих детей не имел, очень много вложил в воспитание своего племянника. Но вряд ли он одобрил бы его марксистские взгляды и последующую деятельность, хорошо — не дожил...

    А такой внучкой (правчнучкой) как Юлия Чичерина вполне мог бы гордиться, но, насколько я знаю, к этому роду она отношения не имеет.

Комментировать

Ваш e-mail будет виден только администратору сайта и больше никому.