Клуб книгоиздателей и полиграфистов Севастополя

http://lytera.ru/

Наши авторы

Ирина БОХНО

Ирина Бохно

Самобытный автор, чувственная поэтесса, великолепный журналист — Ирина Бохно была хорошо известна в журналистских и писательских ...

Читать далее

Гидаят МУСАЕВ

Гидаят МУСАЕВ

Ветеран ВМФ СССР, участник боевых действий, полковник в отставке.

Проходил военную службу матросом-срочником на Северном флоте ...

Читать далее

Издать книгу

Пожелания заказчика всегда сводятся к трем словам: быстро, дешево, хорошо. Исполнитель же настаивает: одно слово - всегда лишнее. В любом варианте. Читать далее...

Книга: шаг за шагом

Профессиональные рекомендации и советы от авторитетного издателя, раскрывающие множество тонкостей и нюансов процесса создания книги, окажут неоценимую помощь как начинающим, так и уже опытным авторам. Читать далее...

О проекте

Наш клуб – это содружество издателей и полиграфистов, которые уже многие годы в профессиональной кооперации работают в Севастополе. Теперь мы решили еще более скоординировать свою работу. Зачем и кому это нужно? Читать далее...

ВВЕРХ

Прощание с мечтой

Колесов_Обложка

Автор:  Михаил КОЛЕСОВ
Жанр: Путевые очерки
Издательство: «Литгазета Плюс»
Город: Севастополь
Год: 2018

«Прощание с мечтой» – это книга о достижении мечты. Детская мечта о дальних путешествиях, об открытии Мира была впервые осуществлена автором более пятидесяти лет назад. С тех пор он побывал в более чем двух десятках стран, посетив около ста городов и памятных мест.

Но достижение мечты – это расставание с ней.  «Путевые очерки» – это лишь часть дневников путешествий. В них автор стремился передать свои впечатления от знакомства с культурой и жизнью наиболее интересных, главным образом западноевропейских, стран.

Михаил Семенович Колесов — доктор философских наук, публицист и прозаик, член Союза писателей России. Им опубликовано более полусотни статей, очерков и интервью в крымской периодической печати. Как прозаик печатается  в литературных журналах и сборниках.  Автор книг «Россия и Крым на рубеже двух эпох. Публицистика», «Меньшиковский дворец. Повести и рассказы», «Никарагуа. Hora cero. Роман-хроника», «Крымский излом 1994. Записки свидетеля». Лауреат премии имени Л.Н. Толстого.

...

Отрывок из книги М. Колесова «Прощание с мечтой»

(некоторые мысли вслух)

В «советское» время мне удалось повидать четыре европейские страны. В прошлом году мы с женой посетили ещё пять стран (не считая Польши). В этом году, увидев ещё четыре страны (не считая Венгрии и Франции), есть что сравнивать и о чём задуматься...

Прежде всего, ясно, что старик Освальд Шпенглер (немецкий философ начала XX века) пророчески верно предсказал «закат» Европы. И дело здесь не в исторической эволюции европейских стран, а в глобальном процессе деевропеизации Запада. В этих записках неуместен глубокий анализ причин этого процесса. Но последствия его очевидны. Европа перестает быть Европой.

Колесов

Во многих европейских странах сейчас происходит тотальная «интернационализация». И хотя здесь все ещё бережно охраняется культурное национальное наследие (архитектура, живопись и кое-что еще, например, кухня), но постепенно исчезает национальный дух. Конечно, в каждой стране это наблюдается в разной степени. Например, в Австрии, Германии, Испании – меньше, в Голландии, Италии и Франции – больше. Разумеется, туристы видят только большие города и туристские центры, но именно в них ясно просматривается эта тенденция. В некоторых таких центрах национальными остались только сами памятники (Париж, Рим, Амстердам). Поразительно, но в парижском Лувре и в римской Галерее Боргезе туристов обслуживают, на всех инстанциях, исключительно иммигранты, причём обязательно – неевропейцы. В барах, ресторанах, отелях, магазинах, на рынках и паркингах – везде иммигранты. Трудно уклониться от соприкосновения с ними. Они везде, и именно они создают в городах среду обитания. Можно прожить несколько дней в центре Парижа или Амстердама и не услышать французской или голландской речи. Выходцы из Африки, Азии, Ближнего Востока чувствуют себя в европейских городах вполне комфортно. Они здесь раскрепощены от своих племенных табу, и в то же время свободны от гражданских норм, принятых в стране их пребывания. Они здесь – свободные люди! Вместе с тем они очень агрессивны. Турист постоянно сталкивается с их грубостью, хамством, наглостью. Европейцы рассеиваются в этой иммигрантской толпе и, похоже, становятся «национальными меньшинствами» в своих странах. Европейская раса исчезает!

В истории европейского континента уже был период, когда племена варваров вторглись в Римскую империю с Севера («германцы» и «норманны») и с Юга («мавры») и остались здесь навсегда, а созданная веками античная цивилизация исчезла. Сегодня, похоже, Европа переживает нашествие новых «варваров», на этот раз – с мусульманского Востока. Неслучайно Ватикан официально заявляет: «Попытки исламизации Запада не должны замалчиваться. Опасность потери «идентичности Европы» не должна недооцениваться по причине недопонимания этого явления».

Те, кто не был во Франции, не знают, какие студенты (и какая молодежь) выходят сейчас на улицы Парижа на погромы. Среди них почти нет «этнических» французов, это – дети иммигрантов, которые не хотят адаптироваться к французской правовой системе. То же самое происходит и в других европейских странах. И не только в среде молодёжи и студентов. Иммигранты требуют, что бы их «оставили в покое», то есть позволили жить так, как они считают нужным. При этом они не намерены принимать существующие в стране мораль и традиции. Это – разрушение государства и уничтожение нации.

За пределами Западной Европы подобные рассуждения сегодня кому-то пока кажутся абстракциями. Но они порождены современными европейскими реалиями. Даже не касаясь серьезных проблем политической ситуации в странах Западной Европы, связанных с иммигрантским нашествием (как реакция на это – возрождение национализма), «невооружённым» взглядом туриста видна угроза европейской культуре. И Европа бессильна что-либо этому противопоставить. Какое дело тем африканцам и арабам, которые атакуют туристов у собора Св. Петра в Риме или у Версальского дворца во Франции, до их культурной ценности и вообще до памятников чужой им европейской цивилизации? Цивилизация всегда была бессильна против варварства!

Эти мысли возникают, когда смотришь на развалины Римского форума и Колизея. Ведь это – не следствие разрушительного действия природной стихии и времени, а результат преднамеренного уничтожения античной («языческой») культуры сначала варварами, а затем христианской церковью. Современная Европа гордится сохранившимися памятниками античной культуры. Но ведь это – кладбище Соедневековья! Да, средневековые храмы поражают своей архитектурой и размерами, но ведь построены они из камня и мрамора специально разрушенных античных памятников!

А не ждет ли в ближайшем будущем памятники Флоренции и Венеции та же судьба?! Превратили же турки в свое время мировой памятник христианской культуры константинопольский Софийский собор в мечеть! Обозревая потрясающие воображение современного человека памятники европейской культуры, в которых отражено прошлое и настоящее одновременно, невольно задумываешься об их будущем. Увидят ли твои внуки эту красоту?!

Пётр Вайль пишет о Венеции: «Но зато пока – пока хватит жизни, своей и Венеции, – можно сидеть где-нибудь на Славянской набережной за стаканом вина и местными лакомствами..., глядя, как погружается в воду лучший в мире город».

То же самое можно сказать о Европе: пока хватит жизни, вашей и Европы, спешите увидеть Европу!

В то же время, увидеть шедевры культуры той или иной страны – это отнюдь не значит узнать эту страну. Посещение страны многими туристами воспринимается, как посещение музея. Ну, побывал в Лувре. Ну, посмотрел Колизей. Что ещё? А «ещё» – это Париж и Рим. Жизнь и дух города. Надо пройти своими ногами по улицам и площадям города, заблудиться и зайти «не туда», а потом найти нужную дорогу. Окунуть руки или уставшие ноги в воды фонтана на какой-нибудь маленькой площади, посидеть на лестнице или скамейке перед собором вместе с другими «отдыхающими». Тихо зайти в небольшой действующий собор, постоять там молча. Посидеть за столиком кафе, выпить чашечку кофе или бокал пива. Пообедать в ресторане. Проехать в общественном транспорте, в метро, где можно встретить представителей «местного населения», понаблюдать за ними, не привлекая к себе внимания. Наконец, побыть несколько минут один на один с незнакомым тебе городом. Это как встреча с незнакомым человеком, когда, прежде чем заговорить с ним, нужно немного помолчать, приглядываясь к нему...

Вот только тогда можно сказать, что ты был в этом городе. Кстати, именно это (а не экскурсии) останутся в памяти на всю жизнь. Наша память не способна удерживать долго информацию (она вытесняется новой), но способна сохранить однажды пережитое впечатление (ощущение). Но и это не даёт права утверждать, что ты узнал эту страну или город («да был я там, знаю!»). Для этого здесь надо прожить какое-то время, окунуться в среду реальной жизни, понять, чем живёт эта страна и чем она отличается от другой страны. Но туристу этого не дано. Ему предоставляется возможность только посетить эту страну, побывать в гостях. Это – подарок судьбы! Как «попасть» на интересный заграничный фильм или модный спектакль. Удача! Не более того...

Но глазами гостя хозяина не узнать.

Поэтому не следует питать иллюзий, принимать «фасад» за «интерьер». Не всегда нужно открывать дверь понравившегося вам дома, потому что за дверью может оказаться то, что вас сильно разочарует. Там, за дверью, это уж точно, именно вас не ждут!

Как заметил ещё в начале XX века один профессиональный российский эмигрант (Л.Д. Троцкий), прекрасные издали швейцарские Альпы вблизи оказываются загаженными обычным человеческим мусором.

-----------------------------------------------------

Колесов М. Прощание с мечтой: Путевые очерки. – Севастополь: «Литгазета Плюс», 2018. – 248 с., ил.

-----------------------------------------------------

 Читать главу «50 лет спустя: возвращение на Кубу. Июль 2016 г.»

Комментировать

Ваш e-mail будет виден только администратору сайта и больше никому.