Клуб книгоиздателей и полиграфистов Севастополя

http://lytera.ru/

Наши авторы

Сергей ИСЛЕНТЬЕВ

Сергей Иванович Ислентьев

Писатель-маринист. Капитан 1 ранга запаса.  Награжден орденом «Красная Звезда», орденом «За службу Родине ...

Читать далее

Виталий НАДЫРШИН

Виталий НАДЫРШИН

Виталии Аркадьевич Надыршин родился в Астрахани в 1948 году, но почти всю жизнь ...

Читать далее

Издать книгу

Пожелания заказчика всегда сводятся к трем словам: быстро, дешево, хорошо. Исполнитель же настаивает: одно слово - всегда лишнее. В любом варианте. Читать далее...

Книга: шаг за шагом

Профессиональные рекомендации и советы от авторитетного издателя, раскрывающие множество тонкостей и нюансов процесса создания книги, окажут неоценимую помощь как начинающим, так и уже опытным авторам. Читать далее...

О проекте

Наш клуб – это содружество издателей и полиграфистов, которые уже многие годы в профессиональной кооперации работают в Севастополе. Теперь мы решили еще более скоординировать свою работу. Зачем и кому это нужно? Читать далее...

ВВЕРХ

Пушкин в Георгиевском монастыре

Балаклавский Георгиевский монастырь

В популярной книге Л.А. Черейского «Пушкин и его окружение» собраны довольно подробные сведения о круге знакомых Александра Сергеевича, его современниках, с которыми он был близок, дружил, общался в большей или меньшей степени. В то же время в этом труде недостаточно представлено окружение А.С. Пушкина во время его пребывания в Крыму в сентябре 1820 года с семьей генерала Н.Н. Раевского. И совершенно отсутствуют данные о тех, с кем он встречался в Балаклавском Георгиевском монастыре. Сведения эти, на мой взгляд, могут быть полезны не только исследователям крымского творчества поэта, но всем, кого интересует пребывание Пушкина в благословенной Тавриде, где он провел «счастливейшие минуты жизни своей».

Статья написана на основе неопубликованных послужных списков служителей обители, обнаруженных автором в архиве Балаклавского Георгиевского монастыря. Видимо, здесь стоит немного вспомнить историю этой обители и коснуться вопроса о времени ее возникновения. Согласно распространенной церковной легенде, появившейся, как считают, в 1862 году при настоятеле монастыря архимандрите Никоне, его основали в 891 году. Легенда гласит, что годом ранее во время бури несколько греческих купцов попали на скалу, возвышающуюся в 128 метрах от берега, вблизи известного мыса Фиолент (в древности Парфениум – девственный). Они уже почти смирились с гибелью, но обратились с молитвой к Святому Георгию. И произошло чудо: буря прекратилась, а на скале, позже названной Георгиевской или Святого Явления, мореплаватели обнаружили икону Великомученика Георгия. Спасенные в благодарность чудотворцу на следующий год основали здесь монастырь. Вначале, видимо, устроили небольшую пещерную церковь, некоторые исследователи датируют ее VIII в. н.э. и связывают с иконоборческой политикой византийских правителей, начатой при императоре Льве III, и монашеской эмиграцией, которую вызвала ликвидация монастырей в Византии. Существуют и другие точки зрения. Известный историк, знаток Крыма А.Л. Бертье-Делагард считал, что монастырь возник не ранее начала XV в. Ряд современных исследователей связывают появление монахов на Фиоленте с захватом в 1475 году турками Каламиты (в Инкермане около Севастополя) и размещением их гарнизонов в крепости по соседству с пещерными храмами Инкерманского монастыря. Впрочем, документальные данные о возникновении Георгиевского монастыря отсутствуют. Попытки Святейшего Синода в 1793 году, затем в 1839 году Херсонской Духовной Консистории выявить эту таинственную дату – успеха не принесли.

До присоединения Крыма к Российской империи Георгиевский монастырь находился в зависимости от Константинопольского патриарха. В 1794 году его подчинили Синоду, и он стал официально именоваться Балаклавским Георгиевским монастырем. 23 марта 1806 года утвердили штат обители: настоятель, четыре иеромонаха (монахи-священники. – Авт.) и 13 иеромонахов для Флота. Их количество все время менялось. Через семь лет их численность удвоили. В 1835 году по штату в монастыре определили 22 иеромонаха. Иеромонахи несли службу во флотских экипажах, на судах, кораблях и в крепостях на Кавказском побережье.

В это время в монастыре имелись две церкви: Святого Димитрия Солунского, находившаяся в покоях настоятеля, и Святого Георгия. Этот храм был построен в 1814 году по проекту архитектора Ивана Дамошникова вместо снесенной древней церкви. Отделочные работы полностью завершили только в 1816 году. А.С. Пушкин со своими спутниками увидели небольшой храм с куполом, установленным на цилиндрическом барабане со световыми проемами. Вход был оформлен портиком с четырьмя дорическими колоннами и треугольным фронтоном. Рамы в десяти окнах были чугунные, подоконники из белого мрамора, крыша и купол, покрытые железом, выкрашены зеленой краской. У входа в храм путешественники, видимо, прочли надпись на белой мраморной доске: «Создан храм сей во имя Великомученика и Победоносца Георгия, Проректорством и благодеяниями князя Александра Николаевича Голицына, помощью же адмирала Ушакова, иеромонаха Анания и многих православных христиан, трудами и стараниями митрополита Хрисанфа. 1810 года». Иконостас в храме был деревянный, резной, покрытый позолотой. Иконы – Спасителя, Божьей матери, семи священномучеников, в Херсонесе епископствовавших, и Святителей – Николая, Спиридона и Митрофана. В алтаре, помимо изображения Спасителя, Божьей матери и Иоанна Богослова, находилась икона Святой Магдалины. Иконостас и оклады были украшены стразами, бирюзой и рубинами.

Согласно «Летописи жизни и творчества А.С. Пушкина» поэт с героем Отечественной войны 1812 года генералом Николаем Николаевичем Раевским и его сыном Николаем Николаевичем (младшим) прибыли в монастырь вечером 6 (18 по н. ст.) сентября 1820 года. Георгиевский монастырь и мыс Фиолент, где по преданию находился древний храм Дианы, были, пожалуй, основной целью знакомства поэта с Крымом.

Путешественники, конечно, осмотрели храм Святого Георгия, познакомились с братией. Кроме настоятеля митрополита Хрисанфа, в эти дни в монастыре находились священники Григорий Демановский и Семеон Соколовский, четыре иеромонаха – Платон, Исаакий, Моисей, Парфений и послушник Чернинский (Чернов).

Балаклавский Георгиевский монастырь. Конец XIX в.

Балаклавский Георгиевский монастырь.
Конец XIX в.

Послужные списки и другие архивные документы позволяют привести некоторые биографические данные об этих священнослужителях. Митрополит Хрисанф Новопатрский родился в 1732 году. Приняв сан, он проходил службу в монастырях ряда стран. Судьба и любознательность просвещённого священнослужителя влекли его в многочисленные путешествия. Хрисанф побывал во многих странах Европы, посетил Персию. В Севастополь он прибыл из Индии в 1804 (по другим данным, в 1805 году). Вначале поселился у родственников, живущих в городе, затем в 1806 году купил дом вблизи Георгиевского монастыря. После смерти настоятеля архимандрита Дионисия Делабеллы (8.07.1808 г.) он временно управлял монастырем. 25 мая 1809 года настоятелем Георгиевского монастыря был назначен архимандрит Евтихий, умерший через полгода (26.11.1809 г.). В начале 1810 года митрополит Хрисанф стал настоятелем обители. В мае 1816 года во время пребывания в Севастополе и посещения Георгиевского монастыря Александр I наградил настоятеля панагией. По уточненным данным, митрополит Хрисанф умер 17 февраля 1824 года. В 1893 году на средства балаклавских греков на его могиле сооружена часовня, сохранившаяся до наших дней.

Священник Григорий Демьяновский родился в 1776 году в казацкой семье 12 марта 1804 года. По принятии духовного звания был произведен в дьяконы, а 24 июня 1810 года архиепископ Платон посвятил его в священники. В школе и семинарии не обучался.

Священник Семеон Соколовский родился в 1791 году в селении Великая Журавка Звенигородского уезда Киевской губернии в семье священника. Учился в Киевской духовной академии, знал латынь и греческий язык. 25 июня 1814 года стал священником, служил в первоклассном Пустынно-Николаевском монастыре. По указу императора Александра I он был определен во флотские иеромонахи, и 17 февраля 1820 года прибыл в Балаклавский Георгиевский монастырь.
Иеромонах Исаакий родился в 1767 году. В школе и семинарии не обучался. «В монастырь поступил из раскола», в 1807 году принял монашество. В 1810 году был посвящен в иеромонахи, служил в Корсунском монастыре. 7 мая 1820 года переведен в Балаклавский Георгиевский монастырь в числе флотских иеромонахов.
Иеромонах Моисей (в миру Михаил) родился в Самарской губернии в 1771 году в семье крепостного крестьянина. Получив вольную, поступил в Самарский Пустынно-Николаевский монастырь, где находился по 1802 год. Затем был переведен в Новомиргород в архиерейский дом, 21 августа 1804 года по указу Святейшего Синода пострижен в монахи, 21 декабря этого же года произведен в иеродьяконы. 7 февраля 1807 года стал иеромонахом и был определен казначеем в Самарский Пустынно-Николаевский монастырь. 15 октября 1810 года его перевели в Григорьевский Бизюков монастырь, а с июля 1815 года – в число флотских иеромонахов в Балаклавский Георгиевский монастырь, в котором находился до 15 июля 1825 года. В семинарии не учился, но, по данным послужного списка, «читать и писать» умел.

Иеромонах Парфений (в миру Петр) родился в семье священника-поляка в 1770 году. Грамотен, изучал историю, географию, арифметику, польскую и российскую грамматику. 11 апреля 1806 года был пострижен в монахи, 7 сентября 1809 года стал иеродьяконом. Служил в Подольской епархии в первоклассном Каменецком Святотроицком монастыре. 10 января 1820 года его перевели в Екатеринославскую епархию в Балаклавский Георгиевский монастырь. Накануне приезда А. Пушкина в обитель митрополит Хрисанф произвел Парфения в иеромонахи. Он служил на многих судах: корвете «Крым», фрегате «Флора», корабле «Император Франц», участвовал в русско-турецкой войне 1823–1829 гг., за что был награжден медалью на Георгиевской ленте. С 16 ноября 1832 года по 9 сентября 1833 года на фрегате «Штандарт» с чрезвычайным посланником России, генерал-лейтенантом Муравьевым, посетил Турцию, Грецию и Египет, был награжден турецким султаном Махмутом III двумя медалями. 5 июля 1835 года получил благословение Святейшего Синода за усердную службу.

Иеромонах Платон (в миру Петр) родился в 1775 году в семье священника из дворян. Учился в Киевской духовной академии. 13 ноября 1808 года за усердную службу архиепископом Екатеринославским Платоном был награжден набедренником. С 1804 по 1810 гг. исполнял должности ризничего и казначея в архиерейском доме. В сентябре 1820 года его перевели в Балаклавский Георгиевский монастырь в число флотских иеромонахов. В 1824 году, после смерти митрополита Хрисанфа, Платон был в числе кандидатов на должность настоятеля Балаклавского Георгиевского монастыря. 13 июля 1829 года игумену Платону присвоили сан архимандрита «с присовокуплением сей степени лично ему, а не месту, им занимаемому». В 1830 году он был назначен настоятелем во второклассный Неженский Благовещенский монастырь Черниговской губернии.

Рясофорный послушник Димитрий Чернинский (Чернов) родился в городе Сабина в 1737 году в семье солдата. По национальности австриец. Грамоте не обучался. Прибыл в Балаклавский Георгиевский монастырь, «из Аравии, где находился в плену». 17 мая 1825 года, по благословению архиепископа Екатеринославского Ософила, он был пострижен в монахи.

Все они, конечно, видели А.С. Пушкина и Раевских, кто-то из них прислуживал им при трапезе, участвовал в вечерней и утренней службе, кто-то сопровождал поэта к развалинам храма в балке Дианы.

Почтенные годы митрополита Хрисанфа – 88 лет – навряд ли позволили ему совершить такую прогулку. Видимо, отпадает послушник Чернинский, как человек преклонного возраста, и три иеромонаха, совершенно необразованные: Исаакий, к тому же переведенный в монастырь лишь в 1820 году, Моисей и Парфений. Скорее всего, настоятель доверил сопровождать гостей иеромонаху Платону или священнику Соколовскому. В их пользу свидетельства о том, что они оба из семьи священников и обучались в Киевской духовной академии истории, языкам, риторике, поэзии, философии. Но так как Семеон Соколовский прибыл в Георгиевский монастырь только в конце февраля 1820 года и все лето провел в походе, то, скорее всего, он не успел познакомиться с окрестностями монастыря. Иеромонах Платон был из старожилов: появился в обители одновременно с митрополитом Хрисанфом. Думается, что Платон и показал А.С. Пушкину развалины храма.

Балаклавский Георгиевский монастырь. 1990-е гг.

Балаклавский Георгиевский монастырь. 1990-е гг.

Впрочем, это только полемическое предположение автора, желание вплотную приблизиться к личности, сопровождавшей поэта к заветной цели. «Тут же видел я и баснословные развалины храма Дианы. Видно, мифологические предания счастливее для меня воспоминаний исторических», – размышлял позже Александр Сергеевич.
Переночевали путешественники в монастыре, видимо, в обветшалой гостинице, построенной до 1806 года на склоне горы, слева от храма св. Георгия. В ней имелось несколько комнат-келий с земляным полом. На трапезу подавали свежую рыбу, купленную казначеем иеромонахом Платоном у балаклавских греков.

7 сентября Раевские и Пушкин через Чоргунь, Шули, мимо Мангупа отправились в Бахчисарай, и древняя обитель, и балка Дианы, в которой Александра Пушкина «посетили» рифмы, навсегда остались в памяти поэта, написавшего «Георгиевский монастырь и его крутая лестница к морю оставили во мне сильное впечатление» и обессмертившего его своим пребыванием.

Автор: Владимир ШАВШИН. Источник: Литературная газета + Курьер культуры №11-2015.

Метки записи: , ,

Комментировать

Ваш e-mail будет виден только администратору сайта и больше никому.