Клуб книгоиздателей и полиграфистов Севастополя

http://lytera.ru/

Наши авторы

Борис НИКОЛЬСКИЙ

Борис НИКОЛЬСКИЙ

Капитаном 2 ранга запаса. Действительный член Русского Исторического общества и Российского историко-родословного общества.

Автор серии изданий ...

Читать далее

Сергей ГОРБАЧЕВ

Сергей Горбачев

Капитан 1 ранга запаса. Член Союза журналистов России. Председатель Союза журналистов Севастополя.

Читать далее

Издать книгу

Пожелания заказчика всегда сводятся к трем словам: быстро, дешево, хорошо. Исполнитель же настаивает: одно слово - всегда лишнее. В любом варианте. Читать далее...

Книга: шаг за шагом

Профессиональные рекомендации и советы от авторитетного издателя, раскрывающие множество тонкостей и нюансов процесса создания книги, окажут неоценимую помощь как начинающим, так и уже опытным авторам. Читать далее...

О проекте

Наш клуб – это содружество издателей и полиграфистов, которые уже многие годы в профессиональной кооперации работают в Севастополе. Теперь мы решили еще более скоординировать свою работу. Зачем и кому это нужно? Читать далее...

ВВЕРХ

Путешествие в страну Радуги

Козунова Ритта. Путешествие в страну Радуги - книга о Перу

Автор:  Ритта КОЗУНОВА
Жанр: Путевые очерки
Издательство: Издатель Кручинин Л.Ю.
Город: Севастополь
Год: 2011

Проехав сотни километров по земле Америки, автор убедилась: казавшееся аксиомой утверждение, будто испанцы покорили индейцев и уничтожили их, не является правдой. Наоборот, это испанцы исчезли из Латинской Америки. А индейцы живут, свято соблюдая свои древние законы, поклоняясь своим бессмертным богам – Солнцу, Луне и Радуге, Земле и Звездам. Индейцам Перу, сохранившим свою культуру, и посвящается эта книга.

Снежная Звезда

Отрывок из книги


В Перу есть легенды о таинственных существах, которые имеют черты животных, но при этом обладают разумом. Укуку – человек-медведь – является примером для людей и главным героем самого таинственного и необычного из древних празднеств индейцев кечуа – Кольюр Ритти, «Снежная Звезда».
Праздник Снежной Звезды проходит в долине у подножия горы, куда в конце мая ежегодно собираются сот-
ни паломников, а также туристы из многих стран мира, которые не хотят пропустить такое уникальное событие. Персонаж индейских сказок укуку, наполовину медведь, наполовину человек либо медведь с человеческим сердцем, – это образец честности, верности и трудолюбия.

Укуку наделен необыкновенной силой и в то же время чуткой душой, способной на любовь и самопожерт- вование. Вот что рассказывают индейцы кечуа. Однажды медведь влюбился в пастушку редкой красоты по имени Кукули, что значит Голубка. Одержимый страстью, он похитил ееи отнес к себе в пещеру. Там он окру-
жил ее любовью, лаской и заботой. Медведь так любил свою Голубку, что научился играть на индейской
флейте. Днем пастушка выходила прогуляться по лощинам. Ее слух услаждали говорливые птахи и вода, что вприпрыжку бежала с горы, вышивая стеклянные узоры и пенясь среди камней.
Медведь всюду сопровождал ее. Он заботился о своей возлюбленной и всегда приносил ей самую вкусную пищу. Для этого он вынужден был уходить далеко в горы, иногда пропадая сутками. Вход в пещеру он в это время прикрывал большим камнем.

Через год пастушка родила сына. С виду – обычное человеческое дитя.
Ребенок рос здоровым и крепким, веселым и смекалистым. Со временем пещера стала тесной
для непоседливого мальчугана. Да и его матери, которая поначалу была счастлива, все чаще хотелось пови-
дать своих родителей, она скучала по дому. Однажды пастушка сказала, что хочет меду. Не успела она вымолвить это, как медведь уже топал в дальний лес, где пчелы хранили лакомство.
На самом деле женщина задумала побег. Ее сын, уже подросший, решил не разлучаться с нею. Им вдвоем удалось сдвинуть камень и проскользнуть в образовавшуюся щель. Возвратившись, медведь нашел пещеру опустевшей. Его любимая и сын покинули его!
Медведь очень горевал. Когда тоска становилась невыносимой, он играл на свирели так жалобно, что звери, деревья и даже камни начинали плакать. Шли годы, но медведь оставался безутешным и по-прежнему хранил верность своей пастушке.

Однажды Кукули умерла. Сын медведя вернулся в родную пещеру.
Когда медведь увидел его, как будто заново родился! От радости он заиграл на своей флейте такую ликующую мелодию, что даже звери, деревья камни пустились в пляс.
Однако его радость была омрачена известием о том, что его возлюбленной больше нет. Как ни утешал его сын, как ни заботился о своем несчастном отце, сердце медведя не выдержало. Умирая, он попросил сына положить его рядом с пастушкой. Он обнял своими лапами останки любимой и заснул навеки…
Прошло время, и над их могилой выросло раскидистое дерево с благоухающими цветами. Говорят, оно растет и поныне. Под его сень приходят люди, страдающие от безответной любви. Дерево шепчет им ласковые слова, и в их сердце возрождается надежда…

Праздник Кольюр Ритти зародился в районе горной гряды Аусангатэ, ко- торая находится примерно в 150 км от Куско – древней столицы инков. Белоснежные вершины Аусангатэ вознесены на высоту порядка шести тысяч метров над уровнем моря. На склонах ее гор рождаются реки, которые несут свои воды на поля индейцев и являются для них источником жизни.

козунова ритта перу

Индейцы верят, что в величественном облике Аусангатэ воплощен Апу – дух горы, защитник людей. У каждого города и каждого селения в Перу есть свой Апу, гора-покровитель. Апу может принимать любое обличье. Например, огромного кондора, который осеняет своими крылами танцора. Но видеть Апу могут только люди, чистые сердцем, чуткие к творчеству, способные сами творить красоту.
С молитвой к Апу Аусангатэ обращался Верховный Инка во время грандиозного Праздника Солнца.
Сверкающий дом этого Апу находится на вершине горы Синакара высотой 5600 метров над уровнем моря.
Эта вершина возвышается над всей горной грядой Аусангатэ, выделяясь своей красой и величием.
В Европе на такую высоту забираются только альпинисты в полном снаряжении, включая кислородные аппараты. Человека там ожидают разреженный воздух, безжалостный холод и ветер, который режет кожу, как бритва, лед и снег под ногами, ежеминутная угроза сорваться в пропасть.
Спортсмены, покорившие такую высоту, могут по праву гордиться своим достижением, поскольку каждый шаг вверх дался им с невероятным трудом. Для этого нужна огромная воля и фанатическая любовь к горам.
Но индейцы во время праздника Кольюр Ритти поднимаются на гору Синакара без всякого снаряжения, в обычных сандалиях на босу ногу. На них накидки из лоскутов темной шерсти, имитирующие шкуру медведя. Кечуа считают медведей неприкосновенными и никогда не убивают, поэтому не носят настоящие шкуры. Для них убить медведя – все равно что убить человека.
В первый день праздника, который предшествует восхождению, люди- медведи выглядят мрачными и даже грозными в своих лохматых одеяниях.
Особенно по контрасту с необычайно яркими одеждами других участников Кольюр Ритти. Укуку бесстрашны и решительны, они вызывают уважение окружающих и даже некоторый трепет. Кажется, что в маленьких зеркальцах в форме звезд, которые укреплены на их головах, отражаются все, собравшиеся на празднике.
В красочной толпе выделяются две большие группы людей. Одни – в высоких «коронах» из оперения тропических птиц. Они олицетворяют жителей Амазонии. Другие – с белыми косматыми шкурами на плечах – представляют горных пастухов. Обе группы словно соревнуются между собой в танцах под пение флейт и гул барабанов.
На флейтах играют люди в устрашающих, ярко раскрашенных масках – «карачунос». Надеть такую маску ко глава общины – вождь, который и в будни руководит людьми.
Индейцы обладают счастливым даром отдаваться музыке полностью, их танцы свободны и радостны, как
полеты птиц. На фоне темных гор, увенчанных белыми снегами, это зрелище кажется ослепительным.
И только люди-медведи словно бы погружены в свой собственный мир.
Их лица полностью скрыты вязаными шлемами. В руке у каждого – плеть, которой они имеют право хлестнуть нарушителя порядка. Кстати, Снежная Звезда – это единственный из индейских праздников, на котором абсолютно запрещено употреблять спиртные напитки.
Когда с наступлением темноты песни и танцы постепенно затихают, настает время укуку. Они собираются в
путь на вершину горы. Длинной вереницей люди-медведи ночью поднима-ются в зону вечных снегов. Некоторым из них не суждено вернуться, поскольку подъем этот – на грани человеческих возможностей. Но укуку укрепляет вера в то, что Апу увидит их мужество и в награду дарует всем индейцам хороший урожай и спасет от стихийных бедствий.
Достигнув вершины, укуку разделяются на две группы и вступают в битву между собой, используя свои
плети. Должна пролиться кровь и окропить снег. Жизнь даруется в обмен на смерть. Таков вечный закон. Чем больше жертва, тем благосклоннее будут боги к человеку. На Кольюр Ритти медведи-укуку бьются ради света, так же как в Центральной Америке индейцы майя, одетые ягуарами, бьются за дождь…
С первым лучом солнца прекращается битва. Пролитая кровь даст живительную силу земле, которая принесет богатый урожай. Но на этом миссия укуку не заканчивается. Каждый из них должен спуститься на ледник, отколоть огромную глыбу льда, взвалить ее себе на плечи и с этой ношей проделать обратный путь в долину.
Там каждый кусок льда растапливают. Эта вода считается целебной. В огромных котлах на целительной воде приготовляется ячменный напиток, который может отведать каждый участник торжества. Праздник возобновляется с новыми силами, вовлекая всех, кто пришел в долину. Танцы длятся без перерыва весь день и всю следующую ночь…

Христианство внесло свои коррективы в древний обряд Снежной Звезды. Во время своего беспримерного похода к вершине самые почитаемые из укуку несут на плечах массивный деревянный крест. Ночью на верши- не люди-медведи зажигают свечи в ожидании восхода солнца. А в долине, вокруг священного камня, которому издревле поклонялись индейцы, воздвигнут католический храм. В начале праздника из него торжественно выносится изображение Христа, который, по преданию, явился на
этом самом месте индейскому мальчику, чтобы утешить его.
Неизменными остаются только горы, музыка и чистая вера в торжество света.
...................................................................................................................................

Козунова Ритта. Путешествие в страну Радуги / Р.О. Козунова: Путевые очерки . –  Севастополь: Издатель Кручинин Л.Ю., 2011. – 176 с., илл.

Комментировать

Ваш e-mail будет виден только администратору сайта и больше никому.