Клуб книгоиздателей и полиграфистов Севастополя

http://lytera.ru/

Наши авторы

Вячеслав ТУЖИЛИН

Вячеслав Тужилин

Вячеслав Николаевич Тужилин родился в 1952 году в Порт-Артуре,  закончил Севастопольский приборостроительный институт ...

Читать далее

Леонид СОМОВ

Леонид Сомов

 

Потомственный севастопольский журналист. Член Союза журналистов Украины и России, Союза писателей России. Автор восьми книг ...

Читать далее

Издать книгу

Пожелания заказчика всегда сводятся к трем словам: быстро, дешево, хорошо. Исполнитель же настаивает: одно слово - всегда лишнее. В любом варианте. Читать далее...

Книга: шаг за шагом

Профессиональные рекомендации и советы от авторитетного издателя, раскрывающие множество тонкостей и нюансов процесса создания книги, окажут неоценимую помощь как начинающим, так и уже опытным авторам. Читать далее...

О проекте

Наш клуб – это содружество издателей и полиграфистов, которые уже многие годы в профессиональной кооперации работают в Севастополе. Теперь мы решили еще более скоординировать свою работу. Зачем и кому это нужно? Читать далее...

ВВЕРХ

Пёстрая лента

Волков_Пёстрая лента_

Автор: Александр ВОЛКОВ
Жанр: Рассказы
Издательство: «Литгазета Плюс»
Город: Севастополь
Год: 2017

В книгу севастопольского автора, члена Национальных Союзов писателей Украины и России, лауреата премии имени Л.Н. Толстого 2003 и 2016 гг., премии «Общественное признание», вошли два десятка рассказов разных лет. Среди них — как ранее не издававшиеся, так и уже полюбившиеся читателям.

Художник – Алексей Мартиросов.

К читателю

Невозможно поверить – Александру Волкову шестьдесят!

Впрочем, это по паспорту. На самом деле его биологический возраст едва вытягивает на сорок. Причин тому несколько. До сих пор хранит верность боксу. Почему боксу? А чем прикажете заняться пацану в начале семидесятых, чтобы его не согнули в бараний рог на пыльных улицах Керчи? Сегодня Александр Павлович выходит на ринг, держит учеников на «лапах», учит разящим кроссам и сдерживающим джебам, проводит спарринги. Круглый год – море. Ни разу не курильщик. Это всё физиология.

Зато душевный опыт автора сей книжки переваливает за семьдесят. Здесь тоже свои причины. Неимоверные усилия позволяют вырваться из провинциального городка в военно-медицинскую академию Северной Пальмиры. После окончания – служба в гарнизонах. В это время рушится страна. Армию унижают и раскачивают с такой силой, что она начинает сыпаться, молодые офицеры снимают погоны и рыщут в поисках вольных хлебов. Несостоявшиеся генералы. Тысячи изломанных судеб. Вчерашнему офицеру Александру Волкову, в силу его темперамента, достается по полной программе. На улице стоит дикое время. Невероятные взлеты сменяются страшными провалами, шальные «бабки» вмиг оборачиваются глухим безденежьем. Казалось, ещё вчера Александр Павлович возил по Европам своего ученика, чемпиона мира в профессиональном боксе. Деньги лились рекой, слава и шампанское кружили голову, а планы простирались далеко за горизонт. И вдруг – бац! Мир переворачивается с ног на голову, и приходится тоскливо зарабатывать на тарелку супа. Натура Волкова устроена так, что всеми фибрами противится унынию. Он ищет новые возможности. Находит. И снова взлет. Американские горки! От такой жизни недолго и... Но два полюса притяжения всегда возвращали его на Землю – то спускали с заоблачных высей, то вытаскивали из адских провалов. Это любовь к Лене, жене. И любовь к литературе. Кого он любил больше, я не знаю. Теперь осталась одна литература.

Александр Павлович обожает блеснуть теоретическими познаниями в области худлита. Когда его слушаешь, создается впечатление, будто он читал книги великих писателей с карандашом в руках, делая пометки на полях. Обязательно присутствует собственное мнение, иногда отличное от общепринятого, но всегда интересное. Он может часами говорить о любимых авторах. Фолкнер, Сэлинджер, Хемингуэй, из наших – Бунин, Набоков и особенно Виктор Астафьев. Более того, Волков создал научный труд для литераторов «Айсберговый подтекст» объемом в две кандидатские диссертации. Мог бы и защититься.

Я не встречал другого человека, который помнил бы такое количество стихов. Причем разных, от Гавриила Державина до Николая Ильченко с Корабельной стороны.

В этой книжке помещены рассказы разных лет. Я уже говорил раньше, что все вещи Александра Волкова предельно биографичны. Да, автор черпает темы из собственной жизни, из жизни родных и знакомых. Порой его рассказы кажутся достоверней самой реальности, как будто в ней, в нашей реальности, чего-то недостает. То ли цвета, то ли запахов, звуков. Но скорее недостает нашего пристального внимания. Мы торопимся, проживая день за днем, а вот автор как бы придерживает нас за рукав – не спешите, замедлите бег, вслушайтесь, всмотритесь, запомните.

И ещё. Для того, чтоб невымышленные истории превратились в рассказы, их необходимо перемолоть через загадочный механизм, который называется писательским талантом. Александру Волкову это удается с лихвой. Поэтому его вещи не фотографии и не кальки. Они представляют собой самостоятельную реальность, которая посредством художественного языка отражает состояние общества.

Характерная позиция писателя Волкова – он далек от назидательности, от каких бы то ни было идеологических выводов. Он не судит, он показывает историю людей, оставляя читателю возможность самому выставлять нравственную оценку.

Пушкин подарил нам аксиому: на свете счастья нет, но есть покой и воля. Можно предположить, что Александр Волков, пройдя круги земного ада и сады земного рая в поисках счастья, наконец-то угомонился и вступил в эпоху воли и покоя. Я это не утверждаю, просто сужу по его новым вещам, у которых меняются темы, меняются герои.

Возьмем его прежние рассказы, допустим, «Неотвеченный звонок» или «Верую». Это очень тяжелые рассказы. В них погружаешься, как в трясину. Такое ощущение, что еще шаг-другой, и тебя затянет с головой в эту социально-бытовую безнадегу. Ты уже не читатель, ты странник, занесенный в гнилые топи. Осторожно ступаешь по сюжетной канве, проверяя шестом непредсказуемую глубину. В «Неотвеченном звонке» выхода нет, и ты погружаешься в тину вместе с Валей, героиней рассказа. Рассказ «Верую» дает надежду, в конце опасного пути вздыхаешь с облегчением – слава Богу, нащупана спасительная твердь. Такие вещи невозможно написать с чужих слов, хотя сегодня в интернете запросто найдешь любой материал. Найти-то найдешь, но это будет плоская репродукция, открытка. И только личный опыт дает возможность обиходить подобный материал таким образом, что он обрастет живыми тканями, его кровеносная система начнет пульсировать, а чувствительные нервы отправляют сигналы в душу читателя.

Иное звучание у рассказов, написанных недавно – «Возвращение», «Аня и попугай», «Ветер, ужин, вечер». Здесь более сдержанный язык, неброский, выверенный до последнего слова. Текст вроде незамысловатый, но под ним глубина. За исходным житейским смыслом вырастает новое метафорическое значение, новый смысл.

Волков не доллар и не червонец, но его любят все. Любят ученики-боксеры, коллеги-медики, друзья-писатели, редакторы и художники-оформители, его любят женщины, любят читатели и слушатели творческих вечеров, которые он проводит с каким-то удивительным скромным блеском. За что любят? А черт его знает. Могу, конечно, перечислить: за брутальность, за писательскую зрелость, энциклопедические познания, за мощные кулаки и добрейший нрав – но всё будет мимо. Потому что когда любят за что-то конкретное, это уже не любовь, а коммерция.

Кстати, насчет писательской зрелости. Тут я, кажись, погорячился. Возможно, писатель Александр Волков не созрел окончательно и нас ещё ждут новые увесистые плоды его творчества.

------------------------------------------------------

Волков А. Пёстрая лента: Рассказы разных лет. – Севастополь: Изд-во «Литгазета Плюс», 2017. – 226 с., илл. Художник Алексей Мартиросов.

------------------------------------------------------

Читать рассказы из книги

Комментировать

Ваш e-mail будет виден только администратору сайта и больше никому.