Клуб книгоиздателей и полиграфистов Севастополя

http://lytera.ru/

Наши авторы

Сергей ГОРБАЧЕВ

Сергей Горбачев

Капитан 1 ранга запаса. Член Союза журналистов России. Председатель Союза журналистов Севастополя.

Читать далее

Александр ВОЛКОВ

Александр Волков

 

Член Национальных Союзов писателей Украины и России. Лауреат премии им. Л.Н. Толстого (2003 г.), премии ...

Читать далее

Издать книгу

Пожелания заказчика всегда сводятся к трем словам: быстро, дешево, хорошо. Исполнитель же настаивает: одно слово - всегда лишнее. В любом варианте. Читать далее...

Книга: шаг за шагом

Профессиональные рекомендации и советы от авторитетного издателя, раскрывающие множество тонкостей и нюансов процесса создания книги, окажут неоценимую помощь как начинающим, так и уже опытным авторам. Читать далее...

О проекте

Наш клуб – это содружество издателей и полиграфистов, которые уже многие годы в профессиональной кооперации работают в Севастополе. Теперь мы решили еще более скоординировать свою работу. Зачем и кому это нужно? Читать далее...

ВВЕРХ

В морях оставили мы след

Борис Никольский. "В морях оставили мы след"

Автор: Борис НИКОЛЬСКИЙ
Жанр: Историческое исследование
Издательство: Издатель Кручинин Л.Ю.
Город: Севастополь
Год: 2013

Воспоминания капитана 2 ранга запаса Бориса Никольского  «В морях оставили мы след» посвященные периоду службы автора в составе первого экипажа тяжелого авианесущего крейсера «Киев» — первенце авианосного флота СССР.

Книга издана при участии и финансовой поддержке фонда «Ветераны авианесущих крейсеров имени капитана 1 ранга Звездовского М.Л.».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

  • ТАКР «Киев» — наша история, гордость и боль
  •      Основные этапы боевого использования ТАКР «Киев» с момента перехода на Северный флот
  •      Печальный финал
  •      Основные даты службы авианосца «Киев
  •      Боевые службы авианосца «Киев
  • Обращение к читателям
  • В качестве необходимого вступления
  • Процесс формирования экипажа противолодочного крейсера «Киев»
  •      Этап освоения корабля, изучение его устройства
  •      Долгожданный выход на морские просторы. Период испытаний корабля
  •      Подготовка и переход на Северный флот
  •      Здравствуй, Север!
  •      И все-таки, мы служили на «счастливом» корабле
  •       И такое бывало
  • Еще немного, еще чуть-чуть
  •      Не пищей единой
  • Заключительный этап службы на «Киеве»
  •      Подготовка и боевая служба 1980—1981 годов
  •       Заход в Севастополь. «Косметический» ремонт в Николаеве
  •      Подготовка к учениям «Запад-81»
  •      Трагедия на рейде Маргопуло. Гибель Виктора Зуйкова
  • Участие в учениях «Запад-81»
  • Эпилог. Дела ветеранские

--------------------------------------------------

О книге

"Корабли, как и люди: задумываются в проектах, рождаются в муках, имеют свою биографию,  свою судьбу. И нередко корабль входит  в жизнь моряка  так, что они немыслимы друг без друга. Иной раз корабль, проживший  в море и с морем в 2-3 раза меньше отведенного срока, имеет биографию подобную легенде, — пишет в предисловии к книге контр-адмирал Зинур Ляпин. —

«Краснознаменный Тяжелый авианосный крейсер „Киев“ создан Советским народом для обеспечения безопасности и государственных интересов Союза Советских Социалистических республик» — бронзовое панно с этими словами было размещено  у входа в кают-компанию офицеров.

В  октябре 1975 года во время визита ГК ВМФ адмирала флота Советского Союза С.Г.Горшкова во Францию  начальник Главного Штаба  Франции  заявил  ему:  <Адмирал,  я завидую Вам,  Вы убедили свое  Правительство построить океанский флот  и заставили весь мир Вас уважать>. Но ведь еще император России Александр 111 говорил, что настоящих союзников у России только два: армия и флот.

Нельзя  сказать,  что до появления  нашего  первого  авианосца  наш Военно-морской флот  был, слаб  и с ним никто  не считался. Известный  паритет  по мощности  между флотами двух супердержав  США и СССР, конечно был. Но амбиции США существенно сдерживал  ядерный  щит наших атомных подводных лодок с баллистическими ракетами на боевых позициях  вблизи берегов США, по количеству, да и по качеству  которых СССР имел приоритет перед американцами.

Но в полной мере они не могли выполнять роль и функции авианосцев. И, наконец, главком ВМФ С.Г. Горшков на заседании Президиума научно-технического совета Мин- судпрома убедил руководство страны не строить третий ПКР, а приступить к строи- тельству первого авианосца. 21 июля 1970 года в г. Николаеве был заложен тяжелый авианесущий крейсер <Киев> проекта 1143, имевший при проектировании шифр «Кречет». Слова «авианосец» опять таки избегали, чтобы подчеркнуть оборонительное предназначение корабля и чтобы не иметь проблем с Турцией при проходе проливов Босфор и Дарданеллы.

Главным конструктором ТАКР «Киев» и строившихся за ним авианосцев «Минск» и «Новороссийск» был Аркадий Васильевич Маринич — талантливый и твердый в своих решениях человек с независимым и своенравным характером, вспоминает в своей прекрасной книге «Город святого Николая и его авианосцы2 Валерий Васильевич Бабич, работавший в то время ведущим конструктором группы вооружения в отделе главного конструктора завода.

Главным строителем и ответственным сдатчиком корабля был Иван Иосифович Вин- ник, пользовавшийся огромным авторитетом у всех строителей корабля, представите- лей военной приемки и экипажа, получивший за строительство авианосцев звание Героя Социалистического Труда. По своему научно-техническому и экономическому потенциалу только США и СССР были в состоянии строить подобные корабли, ибо для этого требуется не только развитая промышленность, но и колоссальные материальные затраты. И наша держава сделала все, чтобы создать первый авианосец. Авианосцы являются высшим достижением кораблестроения, воплотившим в себе самые передовые технологии в системе управления, радиоэлектроники, машиностроения и авиастроения.

Строила  «Киев» вся страна. В его создании  принимали  участие 169 министерств  и ведомств,  свыше  3,5  тысяч  основных  предприятий, а также  монолитный коллектив завода,  на котором  трудились  поистине  уникальные  специалисты. Весь экипаж побывал в кораблестроительном  музее им. С.О. Макарова. Именно в этом городе корабелов родился  будущий  ученый,  океанограф,  талантливый  флотоводец  и адмирал.  Именно ему принадлежат слова: "Каждый  военный или причастный  к военному  делу человек, чтобы не забывать для чего он существует,  поступил бы правильно, если бы держал на видном месте надпись «Помни войну».

На корабле насчитывалось 27 палуб (этажей), на которых были размещены 3857 помещений. В их числе 387 кают, 134 кубрика,  бани для личного  состава  и 50 душе- вых,  6 столовых и кают-компаний, 8 камбузов.  Более  11 километров коридоров и трапов, около 12 километров трубопроводов  хозяйственного  и производственного на- значения, 138 километров  электрокабелей. Чтобы осмотреть такой корабль и побывать в каждом помещении  хотя бы по одной минуте, надо было потратить  более трех суток чистого времени. Все было поразительно  нереально и фантастически:  нависающие  над головой  громады  и высота  борта  и надстройки,  размером  в несколько  футбольных полей палуба и огромный ангар, асимметричная форма корпуса. Зачастую вопрос: «Куда я иду? В нос или корму?» — не был лишним из-за большой  длины поперечного коридо- ра в сторону кают-компании и часто был предметом  шуток на корабле.

И все же... сам по себе корабль — мертвое железо, если на мостике его, у механизмов и комплексов не стоят  люди  мужества, верные  своей  Родине  и долгу.  Экипаж  ТАКР  «Киев»  30-й дивизии  противолодочных кораблей  Черноморского флота формировался из лучших, самых опытных офицеров  и мичманов  ВМФ, в их числе и первый командир авианосца, капитан 1 ранга Юрий Георгиевич  Соколов. На его командование пришлись самые трудные годы из 19-летней истории авианосца: подбор и сплочение экипажа, проведение  ходовых заводских и государственных испытаний,  переход с Черного моря на Северный флот к месту постоянного базирования, первая боевая служба в Средиземном  море с 20 декабря 1977 по 21 апреля 1978 года, первые полеты ЯК-38 с палубы корабля,  ракетные  стрельбы  комплексом  <Базальт>  в Белом море. Не просто быть первопроходцем, им всегда труднее иных, но именно они, помощники  командира, командиры  боевых частей, офицеры корабля, заложили  добрые традиции  <Киева> та- кие, как любовь к кораблю,  безупречное владение  новейшей  техникой  и комплексами, гордость за службу на первом советском авианосце, за принадлежность к нелегкой профессии  моряка, корабельного  летчика и вертолетчика.

Весь подобранный экипаж «Киева» с достоинством выдержал все тяготы  приемки от промышленности этого  уникального, современного корабля,  первенца  авианосного кораблестроения.

--------------------------------------------------

Никольский Б.В. В морях  оставили мы  след.  Воспоминания. — Севастополь: Издатель Кручинин Л.Ю., 2013. — 174 с., илл.

--------------------------------------------------

Читать главу из книги

Комментировать

Ваш e-mail будет виден только администратору сайта и больше никому.