Клуб книгоиздателей и полиграфистов Севастополя

http://lytera.ru/

Наши авторы

Сергей ИСЛЕНТЬЕВ

Сергей Иванович Ислентьев

Писатель-маринист. Капитан 1 ранга запаса.  Награжден орденом «Красная Звезда», орденом «За службу Родине ...

Читать далее

Андрей АГАРКОВ

Андрей Агарков, поэт

Член Союза писателей России.  Член Национального Союза писателей Украины.  Лауреат городской литературной премии ...

Читать далее

Издать книгу

Пожелания заказчика всегда сводятся к трем словам: быстро, дешево, хорошо. Исполнитель же настаивает: одно слово - всегда лишнее. В любом варианте. Читать далее...

Книга: шаг за шагом

Профессиональные рекомендации и советы от авторитетного издателя, раскрывающие множество тонкостей и нюансов процесса создания книги, окажут неоценимую помощь как начинающим, так и уже опытным авторам. Читать далее...

О проекте

Наш клуб – это содружество издателей и полиграфистов, которые уже многие годы в профессиональной кооперации работают в Севастополе. Теперь мы решили еще более скоординировать свою работу. Зачем и кому это нужно? Читать далее...

ВВЕРХ

Валерий ВОРОНИН. Наследие эпох. Побоище

Валерий ВОРОНИН. Наследие эпох. Побоище

Продолжение. Читать с начала

Сразу же после того, как в Поморские земли были доставлены древнерусские святыни, здесь начинают разворачиваться интересные события. Очевидно, сведения о том, что на берегах Двины появились новые люди (целый народ), а кроме того — сюда привезены великие святыни, которым они (как и местные жители?) усердно поклоняются, быстро распространились по округе. Они проникли и в более отдалённые области, где раньше, возможно, не слышали о Поморье и о том, что здесь находится золотой идол Ийомала. А в совокупности с вновь прибывшими древнерусскими святынями ценность Поморья, как места лёгкой наживы, для алчных соседей резко возросла.

И очень быстро желающие «лёгкого» золота и иных драгоценностей стали продумывать военные походы, чтобы завладеть этими сокровищами. Таковых было несколько, и о них можно узнать из тех же скандинавских летописей. Известно о трёх походах норвежцев, предпринятых в десятом веке. А также о набеге скандинавов под командой Одда в устье Северной Двины. Случилось это в 870 году. Идёт ли речь об одних и тех же агрессорах, либо скандинавы и норвежцы никак не были связаны друг с другом, судить не будем. Но факт остаётся фактом: такие набеги были, и целью их являлся грабёж ценностей Поморья.

В одной из скандинавских саг очень подробно описан поход в Поморье. И в кратком изложении я передам его суть. Прибыв в устье Двины на кораблях под видом купцов, скандинавы сумели наладить какие-то более-менее доброжелательные отношения с местными жителями. Цель у них была проста: выведать, где находятся святыни Севера и Русколани и как в эти места можно попасть. Подкупом и похищением людей им удалось узнать, где стоит золотой идол Ийомала. И вскоре скандинавы высадились на острове Кур, где на Северной Двине в окрестностях Холмогор и узрели перед собой золотого идола. Но его вес был таков, что сил перенести его с собой у скандинавов не нашлось. И тогда они пожелали разбить его на части или отрубить хотя бы какую-то часть его.

По описаниям идол Ийомала выглядел как сидящее большое изваяние человека. Возможно, он восседал на троне, возможно — в позе «лотоса». На его коленях покоилась чаша, доверху засыпанная жертвенным золотом. Кроме того, у идола имелась большая золотая цепь. Судя по его позе, скорее всего, она была переброшена через плечо, и представляла собой элемент божественной силы идола или атрибут его власти.

Понятно, что скандинавы выгребли золото из чаши и, возможно, смогли отбить (отсоединить) саму чашу от идола. А далее, не имея возможности утащить идола, постарались срубить с него большую цепь. Звон металла распространялся на значительное расстояние. Учитывая, что скандинавы «работали» ночью, проходимость звука была превосходной. Но это не сильно их заботило — они уповали на скорость и внезапность своей вылазки.

И вообще, складывается впечатление, что это была не какая-то банда грабителей, а хорошо подготовленный спецотряд, выполнявший операцию особого назначения. И готовились они основательно, зная когда, как и под каким видом можно сюда проникнуть. То, что они действовали быстро, скрытно и ночью, лишь подтверждает предположения. Очевидно, днём их бы заметили и не подпустили сюда.

Вот почему у скандинавов не было времени на то, чтобы разрубить самого идола или установить механизм для его транспортировки, а также — искать в жертвенном холме золото либо отправиться на поиск привезённых из Русколани древних реликвий. Им к утру надо было быть уже на кораблях и отплывать домой, в Скандинавию, уходя от погони разгневанных поморцев.

Но замысел Одда и его сподвижников потерпел фиаско. Звон от отбиваемой золотой цепи привлёк внимание тех, кто должен был следить за целостностью духовного комплекса. Как следует из скандинавских саг, местные жители, учуяв неладное, пресекли вандализм, устроенный чужестранцами. И тем пришлось бежать. Очевидно, вначале они прихватили с собой и золото, но затем были вынуждены его бросить, спасаясь от преследователей бегством. Но и это их не спасло. Скандинавов настигли, и завязалось настоящее побоище. В результате почти поголовно этот отряд был истреблён. Судя по всему, чудом спаслись всего несколько человек. Они-то на корабле и уплыли на родину, не достигнув той цели, ради которой так стремились в Поморье. Так эта история и попала в скандинавские летописи.

Место, где состоялась битва со скандинавами, называли Побоище. Позже рядом с ним возникло поселение с таким же названием. Деревня Побоище достояла до наших дней. Она действительно находится недалеко от Холмогор, я, конечно же, слышал о ней, хотя лично её не посещал, и в каком она сейчас находится виде, сказать не могу.

Но вот что на себя обращает внимание: почему такой спецотряд воинов, какими были скандинавы, был наголову разбит местными рыбаками, к тому же поначалу мирно спящими в эту судьбоносную ночь, «чухом не чухавшими» о приближении неприятеля. Почему чужеземцы орудовали ночью и в такой спешке? Кого они так боялись — местных мирных рыбаков или же какой-то грозной силы, способной их уничтожить?

Может быть, весь духовный комплекс охраняла грозная стража? И, конечно же, первое, что приходит на ум, — назвать её древнерусской дружиной. Но мне всё-таки кажется, что это если и дружина, то из числа жрецов-воинов, каковыми были тавры, до переселения в Поморье такие же функции выполнявшие в Русколани, охраняя древнерусские святыни от тех же греков. Византийцам неустрашимость и жестокость тавров была хорошо известна. Теперь и скандинавы почувствовали их на себе.

Думается, жрецы-охранители оказались в этом месте (святом для жителей Поморья) по той простой причине, что они стерегли здесь собственные реликвии, а заодно и присматривали за золотым идолом Ийомалой. Как видно — не случайно. Не исключено, что подобные попытки со стороны скандинавов предпринимались и раньше, но результата не дали. Вот почему люди Одда так торопились и вот кого они так остерегались.

Земли, на которых состоялось побоище, в древности принадлежали народу по имени «чудь» или «белоглазая чудь». Их потомки ещё долго обитали в здешних краях. Происхождение народа неясно. Но есть предположение, что «чудь» — значит «чудо». Они охраняли (просто жили) на земле, где сотворилось чудо. Не исключено, что именно золотой идол Ийомала и был этим чудом либо проявленным знаком того, что Чудо произошло именно здесь (находится здесь). Тогда понятно, почему именно Холмогоры являются духовным центром Севера (Северной Руси) и почему князь Бравлин именно сюда перенёс древнерусские святыни. Как бы из одного духовного центра — Русколани — в равный ему по силе и значимости другой такой же центр в Поморье.

В любом случае можно говорить о том, что побоище состоялось на землях, где обитала чудь. И его можно назвать Чудским Побоищем, памятуя о том, что удалось отстоять золотого идола, как символ Чуда, случившегося здесь когда-то.

Но скандинавы не угомонились. Ещё два набега как минимум они совершили на Поморье. И оба раза были биты. Думается, дружины хранителей-воинов были теперь начеку, поэтому чужестранцы больше не предпринимали подобных попыток.

Впрочем, информация о золотом идоле тоже исчезает. Как будто он куда-то пропал. Скорее всего, его спрятали от алчных глаз подальше те самые хранители-тавры или же при поддержке местных жителей жреческая каста чуди. В целях безопасности основные святыни, вывезенные из Русколани, также были рассеяны по укромным местам, которые жрецами тщательно охранялись. И теперь даже удачный набег скандинавов не смог бы причинить древним реликвиям особого вреда. Если, конечно, не оккупировать Поморье огромной армией и методично, шаг за шагом, не искать древние святыни. Но у скандинавов тогда такой силы не было и быть не могло.

Зато в топонимике Поморья появилось новое название. На реке Двине есть большой остров, преграждающий путь каждому, кто плывёт по направлению к золотому идолу Ийомале и иным святыням Поморья и Русколани. Он очень удобен как форпост и способен защитить от любого неприятеля. Думается, не заметить столь выгодного в стратегическом плане места хранители, особенно воины-тавры, просто не могли. Скорее они и создали здесь передний край обороны и жили постоянно на этом острове.

Учитывая, что переселились они из Русколани, где обитали в горах, а также охраняли древнерусские святилища, бесспорно, какое-то из прежних названий (возможно, принципиально важное в духовном плане) они перенесли на Поморскую землю. Нынешнее название этого острова говорит о многом. Называется он Соломбала.Трактовок несколько. Но фактически — это же Сюмбала (Сюмболон), как называли Балу (духовный центр тавров и русов) греки и, возможно, сами тавры. А означает оно «бухта символов». Сейчас это название распространилось на всё Поморье, где рассредоточились все святыни прошлого и их беззаветно преданные хранители, представляя собой в едином совокупности символы древней Руси (и южной, и северной).

Сейчас идут споры, как всё-таки образовано название острова Соломбала. Исследователи сходятся к тому, что оно появилось во времена Петра Первого, который был в здешних местах несколько раз. Просто во времена Петра оно было зафиксировано фактически, а вот история происхождения у него очевидно гораздо более древняя.

Теперь хотелось бы сказать ещё об одной попытке завладеть древностями Поморья. Предпринята она была в первой половине тринадцатого века. И узнал я о ней совершенно случайно. Какая-то группа людей, внешне напоминающая спецотряд Одда, пробралась в здешние места в поисках какой-то древней святыни, которую они сами называли Чашей. Судя по тому, что были они христиане, считались рыцарями и пришли с берегов Балтии, их смело можно причислить к представителям одного из рыцарских орденов. Учитывая, что на берегах Балтийского моря, в непосредственной близости от Поморских земель, располагался Ливонский орден, нетрудно предположить, что они прибыли именно оттуда.

Чашу, которую они усиленно искали, имея достаточно точные сведения о её местонахождении, эти рыцари считали священной. Очевидно, они принимали её за Чашу Грааля, прознав о том, что в своё время была она перевезена с Черноморских берегов (фактически — из Византийских земель). Конечно, это была другая Чаша, но по значимости своей она не уступала той, о которой ведали рыцари.

На месте обретения Чаши они столкнулись с охраной и были перебиты. Этот отряд возглавлял (был проводником) некто по имени Свен (очевидно, его полное имя Свенельд либо Свелунг). Он и похоронен в земле недалеко от места, где спрятана Чаша. Лишь нескольким ливонцам удалось добраться домой живыми.

А что случилось дальше? Ливонский орден всей своей мощью обрушился на русскую землю. Считается, что крестоносцы хотели захватить часть территорий, которые принадлежали Руси исстари, или вообще поработить её. Возможно — её северную часть. Но зачем ливонцам дикие земли и снежные дали, что они там забыли?

Мы можем лишь строить предположения по поводу истинных целей, которые ставили перед собой вдохновители похода на Русь. Но не будем сбрасывать со счетов и то, что в их планы входило подчинить себе Поморье. То, что не удалось скандинаву Одду, попытался повторить ливонский орден. А его разведчики, сподвижники Свена (Свенельда), лишь подтвердили, что ценность Поморья (судя по тому, что оно таит в своих схронах) чрезвычайно высока. Бесспорно, крестоносцы обладали знаниями о святынях Севера и Русколани, иначе бы не пошли на Русь с уверенностью обречённых на успех.

Навстречу им вышли дружины новгородского князя Александра Невского. И в 1242 году на Чудском озере он одержал блестящую победу. Ливонцы были разбиты наголо и больше не помышляли о новой войне. А эту битву в память места, где она состоялась, назвали Чудским побоищем. Ничего это название не напоминает?

-----------------------------------------------------

Воронин В.В. Историческая серия «Русский мост». Трилогия 1. Книга первая. Наследие эпох. – Книга вторая. Престолы Руси. – Книга третья. Сияние Гипербореи. – Севастополь: Издательство «Дельта», 2015. – 480 с.

-----------------------------------------------------

Комментировать

Ваш e-mail будет виден только администратору сайта и больше никому.