Клуб книгоиздателей и полиграфистов Севастополя

http://lytera.ru/

Наши авторы

Виталий ФЕСЕНКО

Виталий ФЕСЕНКО, поэт, музыкант

Поэт, публицист, художник, музыкант, актер, режисер, автор и исполнитель песен на свои стихи. Член национального ...

Читать далее

Татьяна КОРНИЕНКО

Татьяна КОРНИЕНКО

Прозаик, поэт. Член Союза писателей России и Национального союза писателей Украины.

Редактор ...

Читать далее

Издать книгу

Пожелания заказчика всегда сводятся к трем словам: быстро, дешево, хорошо. Исполнитель же настаивает: одно слово - всегда лишнее. В любом варианте. Читать далее...

Книга: шаг за шагом

Профессиональные рекомендации и советы от авторитетного издателя, раскрывающие множество тонкостей и нюансов процесса создания книги, окажут неоценимую помощь как начинающим, так и уже опытным авторам. Читать далее...

О проекте

Наш клуб – это содружество издателей и полиграфистов, которые уже многие годы в профессиональной кооперации работают в Севастополе. Теперь мы решили еще более скоординировать свою работу. Зачем и кому это нужно? Читать далее...

ВВЕРХ

Валерий ВОРОНИН. Наследие эпох. Варяги

Валерий ВОРОНИН. Наследие эпох. Варяги

Продолжение. В начало

 Земли, о которых сейчас идёт речь, и включающие в себя территории от Новгорода на юге до Приморья на севере, а также частично Прибалтику и Балтийское побережье Финляндии и Швеции в древности называли Варяжскими, а Балтийское море — Варяжским. На этой территории проживали разные народы и племена, под их общем названием «варяги». Хотя наверняка многие из них даже не догадывались, что они варяги, считая себя вепсами, карелами, чудью, высью и русами. Варяги — это нечто иное, скорее говорящее о принадлежности к каким-то общим традициям, тайнам, мировоззрению или религии. А скопом, без разбору, всех причислили к варягам. Точно так же современную Европу можно считать христианским континентом, но такое определение будет справедливо лишь отчасти.

И всё-таки имелась общность людей, которые называли себя варягами. Люди, занимавшиеся торговлей, охраной торговых караванов, передвигавшиеся вслед за караванами в качестве воинов, нередко выступавшие как наёмное воинство. Они могли быть телохранителями у вождей, князей и императоров. Изначально были представителями тех, кто заключил между собой союз, другими словами, взял обет верности каким-то целям и интересам. Этот обет (союз) назывался словом «вар». В определённом смысле варяги (те, кто привержен духу «вар») — своеобразный рыцарский духовный орден. И, судя по его древности, напрямую связан с временами, когда славили русских, греческих и поморских (фино-поморских) богов. Это была каста языческая, впитавшая в себя какие-то глубинные традиции духовного братства. И вместе с тем, с развитием общества, искавшая в новых условиях свой индивидуальный путь, не похожий на тот, какому следуют другие народы. По этой причине к варягам многие относились с крайней степенью осторожности, чувствуя в них силу и абсолютную самодостаточность. Но при определённых условиях к ним обращались за помощью и поддержкой в торговых делах, при возникновении конфликтов, в ратном деле и так далее.

Приведённая выше характеристика варягов показывает их как людей стойких, мужественных, неустрашимых и, возможно, жестоких. Вместе с тем приверженность общему делу, взятому обету («вар») не может не восхищать, тем более что в этом проявлялся их благородный порыв к исполнению долга, который для них был превыше всего.

Когда я даю расшифровку понятия «вар» и стоящих за ним варягов, то, конечно же, в первую очередь, имею в виду жителей территории, называвшейся Варяжская земля. Мы её ещё называем Северной Русью.

Но если бы эту характеристику я прочёл греку, живущему в первые века нашей эры в Херсонесе, он бы без колебаний сказал, что речь идёт о таврах, ибо они именно такие. Учитывая те дополнительные сведения о таврах, что были приведены выше, и их удивительную верность («вар») месту, где таились основы Русколани, можно прямо говорить о духовном сближении тавров и варяг через ими взятые обеты следовать определённому долгу.

Это одна из причин сближения тавров (южан) и варягов (северян), как двух ветвей некогда единого духовно-рыцарского братства.

Но есть и другие. Если следовать некоторым исследованиям, связанным с прошлым Крымского полуострова, то выяснится, что очень давно здесь обитала каста людей, называемых «вар». Учитывая духовный уровень, на котором они пребывали, можно называть их жрецами Вар. Они также брали обет на исполнение определённой задачи и следовали ему всю жизнь. Главная их цель была в сохранении той духовной силы, что концентрировалась на полуострове, а также удерживать в неприкосновенности духовные основы, на которых строилась цивилизация. Тавры были одной из ветвей этого военно-духовного ордена. И, очевидно, до исхода князя Кия на Днепр играли в древнерусском обществе Русколани достаточно видную роль.

Из этой же «Велесовой летописи» можно узнать, что русы, уходившие вместе с Кием и его дружиной, особенно почитали Сварога. Ибо даже после страшного землетрясения, уничтожившего их селения, они не упрекнули своих богов в сотворённом, отметив лишь: «… и бог Сварог в наказание сотворил великое смятение горам…».

Жрецы Вар считались теми, кто прислуживает Сварогу в Сварге (кузнице), помогая русам ковать мечи для сечи с врагами. Даже в названии Сварог явно слышится С + вар (ог). Иными словами, «тот, кто варит в огне». Скорее всего, изначально «вары» не только хранили древности, но и были искусными кузнецами и варили железо (превращая руду в металл). Собственно, эта технология тоже была тайной, а они — из тех, кто её хранил от чужеземцев.

В пределах юго-западного Крыма, недалеко от Балаклавы (Балы, Сюмболон), есть небольшая и очень уютная горная долина. Раньше она называлась долиной Вар, а теперь — Варнаутка (Вар-нутка). В неё можно попасть как из Фороса (Во Руса), миновав горные перевалы, так и из Балаклавы по старой горной дороге. Можно сказать, что долина Вар является внутренней, защищенной со всех сторон областью той Руси, о которой говорится в «Велесовой книге». Скорее всего, здесь могли жить жрецы Вар, сохраняющие древние реликвии и старинные летописи.

Данная тема с нахождением жрецов Вар в пределах Русколани неисчерпаема. Мы лишь отметили сам факт их присутствия здесь, а также установили возможность их связи с таврами, на землях которых вары и проживали.

Теперь надо сказать несколько слов об их братьях-северянах. Если брать за основу всю область, которую в старину называли Варяжской землёй, то на ней имеется лишь одно место, священное абсолютно для всех народов, проживающих в этих краях. Речь идёт об острове Кур и его золотом идоле Ийомале. В те времена он считался верховным богом (богом неба), и отношение к нему было такое же, как у греков к Зевсу или у римлян к Юпитеру. Можно сказать, это была Мекка для всех северных народов. О ней знали даже в самых отдалённых уголках, хотя попасть сюда было достаточно сложно. Для многих Ийомала казался мифом, чем-то невероятным, существующим где-то между мирами.

Ясно, что такой культ должен поддерживаться особой группой (кастой) людей духовного звания. Безусловно, они были здесь. Мы условно назвали их чудью или легендарной белоглазой чудью (то есть теми, кто был хранителем Чуда, а точнее — той духовной системы проявленных символов, которой является идол Ийомала).

Скандинавы, конечно же, знали о Ийомале, но, судя по всему, почтения к нему не выказывали. У них были свои боги, им они и отдавали предпочтение. Зато мы через скандинавов и их набеги на Поморье можем узнать, как лично они именовали тот район (духовный центр), где и стоял духовный идол, — Биармией. Предположим, что в этом названии есть несколько смыслов, одно, скорее всего, изначально произносилось как Бивармия,где явно слышится корневая основа «вар», а само слово, точнее — термин — является словосочетанием: би + вар (быть вары), то есть «здесь быть варам». Вместе с тем вары именуются как вармии (армия), что явно указывает на их воинственный характер, на хранителей, которых множество. Но и это ещё не всё. Об армии или воинстве, которое пребывало и пребывает в пределах земель Ийомалы, мы ещё поговорим.

Сейчас же хотелось остановиться на двух вариантах произношения данного термина. Биармия — явно указывает на присутствие здесь армии. А Бивармия — на присутствие жрецов Вар. А что в переводе с того же английского (как и ряда северных языков) значит «вар»? Это война, битва, войско. Фактически «армия» и «вар» — это одно и то же. Но скандинавы и другие, далёкие от понимания основ того, что было известно чуди, видели лишь внешнюю сторону, а внутренняя, являющая собой глубинную основу, осталась для них неизвестной.

Эти же хранители (жрецы Вар), судя по всему, не только охраняли Ийомалу, но и совершали подобающие данному месту ритуалы. Один из них заключался в том, что после смерти или рождения человека его родственники шли к Ийомале и совершали обряд жертвоприношения. Он заключался в том, что золото смешивалось с землёй и затем высыпалось на особый холм, располагающийся рядом. Об этом золотом холме знали многие, в том числе и грабители из Скандинавии. Просто у них не было времени, чтобы его раскопать и извлечь это золото для себя. Бесспорно, жрецы Вар (хранители вар) также принимали участие в подобных ритуалах и, возможно, даже их возглавляли. По крайней мере, зная их причастность к процессу изготовления металла и изделий из него, вполне можно допустить, что именно они лили золото, которое в дальнейшем, как жертвенное, закладывалось в холм.

На это указывает и то, что велика вероятность названия этого холма как «вар» или «вара» (то есть место, где находится жертвенное золото, сваренное жрецами Вар). В более поздние времена это название перекочевало в другие земли и трактовалось как «кучи земли», не обязательно с такой «жертвенной» начинкой. Например, в русском языке засвидетельствовано слово «вар», которое значит «куча» или «масса чего-то». Оно вытекает из этого жертвенного холма, являющего собой именно кучу земли, перемешанную с золотом. А в поморских языках есть слово «варя», и оно обозначает определённый вес. Скорее всего, изначально была заложена доля золота (по весу), что соответствовала обряду, используемому при жертвоприношении. Затем это термин распространился и за пределы ритуала и стал применяться в обыденной жизни.

В северной и, в частности, в скандинавской мифологии есть упоминание об искусных кузнецах, называли их цваргами (чаще — цвергами). Они были карликами и слыли благодаря своему мастерству настоящими кудесниками. Часто эти «маленькие люди» жили в укромных местах либо под землёй, и даже являлись хранителями подземных кладов. Здесь, скорее всего, речь идёт о месторождениях руд. Их них они в дальнейшем выплавляли металлы, чтобы затем и изготовить те изделия, из-за которых и прослыли великими мастерами.

Что удивительно, в поморских легендах о белоглазой чуди также говорится, что это были карлики, владеющие подземными богатствами (и ушедшие от людей в подземный мир) и тайнами, с которыми не желали ни с кем делиться. Сходство поразительное.

Из тех же скандинавских легенд можно узнать, что один из карликов имел имя Андвари (Анд Вари). И он был хранителем рокового (проклятого) золота. А таким всегда считалось жертвенное золото — его нельзя трогать и использовать вторично либо на нём лежит печать заговора, которую поставили жрецы Вар.

Принадлежность Андвари к цваргам (цвергам) очевидна. И как здесь не обратить внимания на удивительное созвучие в слове «цварги» (цверги) и Сварга (Сварог). И в первом, и во втором случаях речь идёт о кузнечном деле, о литье металла, огне (магии превращения руды в металл), о его варке (варе) в специальной печи (горне, сварге).

Между Сварогом и кузнецами-цваргами (цвергами) связь крепчайшая. Просто она очень древняя, и истоки её проявить не так-то просто. Но то, что русы (русичи) поклонялись Сварогу в Русколани, а на севере в Поморье существовала Варяжская земля с мифами об Андвари, цваргах (цвергах) и Бивармии, явно сближает эти два древних центра цивилизации. И объясняет, в частности, почему жрецы Вар (тавры) не пожелали идти с Кием на Днепр, а с Бравлиным ушли на север. Они переселялись к братьям по духу, с которыми в глубокие, незапамятные времена брали единый обет и следовали ему всегда. Поэтому и север был для них гораздо ближе, чем близкий Днепр со стольным Киевом.

Если посмотреть на карту, то можно увидеть два варяжских центра (северный и южный), соединённые друг с другом древним путём, пролегающим по реке Днепр и известным как путь «из варяг в греки». Скорее всего, ещё до появления самих греков этот путь соединял два центра цивилизации, духовными окормителями которых были жрецы Вар. И его сподручнее именовать как «путь из вар в вары». Не отсюда ли появилось слово «варвары», которым греки, да и римляне, именовали народы восточной Европы и в первую очередь русов. В их понимании они были дикарями, не желающими идти по пути развития цивилизации, мыслящими ортодоксально и крепко держащимися за какие-то древние устои, не признавая их изменений и трансформаций. И ведь действительно жрецы Вар, призванные хранить прошлое в неизменном виде и обладавшие великими знаниями и тайнами прошлого, таковыми и были. Им незачем было меняться и менять окружающий их мир, который и так был прекрасен и гармонично устроен.

Наверное, возведение каких-то принципов в абсолют и превращение их в застывшую догму привело к закрепощению сознания в стане жрецов Вар. С другой стороны, шло извращение их пути, их ценностей и их задач падкими на лёгкую добычу соседями. В совокупности это привело к тому, что упоминания о варах остались лишь в древних мифах, а толкование их благородного духовного сана из позитивного стало негативным. К сожалению, в истории подобных примеров предостаточно.

-----------------------------------------------------

Воронин В.В. Историческая серия «Русский мост». Трилогия 1. Книга первая. Наследие эпох. – Книга вторая. Престолы Руси. – Книга третья. Сияние Гипербореи. – Севастополь: Издательство «Дельта», 2015. – 480 с.

-----------------------------------------------------

Комментировать

Ваш e-mail будет виден только администратору сайта и больше никому.