Клуб книгоиздателей и полиграфистов Севастополя

http://lytera.ru/

Наши авторы

Виталий ФЕСЕНКО

Виталий ФЕСЕНКО, поэт, музыкант

Поэт, публицист, художник, музыкант, актер, режисер, автор и исполнитель песен на свои стихи. Член национального ...

Читать далее

Андрей АГАРКОВ

Андрей Агарков, поэт

Член Союза писателей России.  Член Национального Союза писателей Украины.  Лауреат городской литературной премии ...

Читать далее

Издать книгу

Пожелания заказчика всегда сводятся к трем словам: быстро, дешево, хорошо. Исполнитель же настаивает: одно слово - всегда лишнее. В любом варианте. Читать далее...

Книга: шаг за шагом

Профессиональные рекомендации и советы от авторитетного издателя, раскрывающие множество тонкостей и нюансов процесса создания книги, окажут неоценимую помощь как начинающим, так и уже опытным авторам. Читать далее...

О проекте

Наш клуб – это содружество издателей и полиграфистов, которые уже многие годы в профессиональной кооперации работают в Севастополе. Теперь мы решили еще более скоординировать свою работу. Зачем и кому это нужно? Читать далее...

ВВЕРХ

Вячеслав ПАВЛЕНКО. Зигзаги судьбы от «восхода» до «заката»

Юм_отрывок

(отрывок)

...В сентябре 1979 года я был назначен на должность  командира  бпк «Адмирал Исаченков»  пр. 1134-А, на котором за 2 года плавания отнес 2 боевых службы  и 3 дальних похода  по обеспечению ракетных стрельб пларб и других сил флота.  Назначен я командиром был перед самым началом подготовки корабля к боевой  службе, к первой длительной боевой  службе в истории этого корабля. Готовить корабль, у которого уже был просрочен межремонтный срок,  к боевой службе – это не то,  что готовить новый корабль. Здесь проблем значительно больше. Особенно трудно механикам, по состоянию матчасти  которых в основном планируют межремонтные сроки корабля.

Опытный механик был у руля электромеханической боевой части капитан 2 ранга Егоров Анатолий Егорович, но и он и его подчиненные много пота пролили и нервов потратили прежде, чем с уверенностью смогли доложить о готовности к выходу на БС. Надо сказать, что экипаж, который я принял от предыдущего командира капитана 1 ранга Черных Бориса Пантелеевича был отработан очень хорошо и к первой боевой службе на своем корабле начал подготовку очень  инициативно, толково, продержав такой ритм в период всей подготовки и далее в течение всех шести месяцев выполнения поставленных командованием задач на боевую службу. Эта первая для меня, в должности командира корабля, первая для корабля и экипажа боевая служба запомнилась на  всю жизнь со всеми подробностями.  Кажется, что это обыденная служба вдали от родной базы:  те же люди, тот же ритм жизни, но фактически  слово «боевая служба» накладывает на экипаж особую печать ответственности за весь  ход событий,  в которых участвует корабль. При выходе на боевую службу до Средиземного моря меня, в качестве командира – наставника сопровождал бывший командир бпк «Адмирал Исаченков», капитан 1 ранга Черных Б. П., от которого я принял корабль. С проходом  через Гибралтарский  пролив в Средиземное море, я начал самостоятельное управление кораблем, а капитан 1 ранга Черных Б. П. убыл на свое новое место службы командиром такр «Минск» Тихоокеанского флота.  Как раз в это время группа кораблей Тихоокеанского флота выходила из Средиземного моря, следуя окружным путем во Владивосток. В этот период я на своем корабле принимал участие в единственном, в истории советского Военно-Морского Флота, оперативно-тактическом учении с реальным применением сил и средств — «Встречный бой АУГ», между ТАКР «Киев» и ТАКР «Минск».

Приняли незнакомый корабль Северного флота в 5ОПэск ЧФ, которой он теперь был оперативно подчинен, недоверчиво.  Со всей «революционной»  принципиальностью корабль был проверен «с ног до головы», «отстеган» за имевшие место недоработки и мы стали активно устранять недостатки результатов этой проверки, решая одновременно задачи боевой службы.   К чести экипажа, замечания были не особенно серьезные, и  мы довольно быстро полноценно влились в повседневную деятельность 5 ОПэск.  Являясь многофункциональным, хотя в первую очередь противолодочным кораблем, мы участвовали во всех противолодочных поисковых операциях эскадры, выполняли функции корабля охранения такр «Киев»,  других кораблей, судов эскадры и его штаба при стоянках в якорных точках. Там, вблизи экватора мы встретили Новый  1980 год. К этому готовились еще в Североморске: приобрели за свой счет елку, елочные игрушки, какие-то новогодние подарки, в первую очередь тем у кого планировался день рождения, заранее записывались на магнитофон, по возможности, поздравления родных, в общем команде политработников, под  руководством заместителя командира корабля по политчасти капитана 3 ранга Асанова Эдуарда Абдуллаевича, непосредственных командиров и начальников, пришлось провести немалую подготовительную работу в этом плане, чтобы в море люди чувствовали себя более  менее уютно. В море весточку от родных ждали особенно. Почта с «Большой земли»  приходила по возможности 1-2 раза в месяц с оказией (кораблями и судами ходившими по делам в Севастополь или прибывавшим для пополнения состава эскадры), точно так же она и отправлялась на «Большую землю».

Юм_Приняли незнакомый корабль Северного флота в 5ОПэск ЧФ

Жизнь и деятельность кораблей и судов эскадры шла своим, отлаженным годами ритмом, в основном на ходу в окружении кораблей и судов иностранных государств, которые зачастую так же, как мы, выполняли сходные с нашими  задачи, но разведывательную деятельность друг за другом вели непрерывно все без исключения корабли и суда всех флотов и стран. Самыми провокационными и прямо скажем недружественными по отношению к советским кораблям и судам были  действия боевых кораблей Великобритании, они попросту хулиганили по отношению к нам в море. Так, к примеру, во время заправки судов в море на ходу, а это не простая операция, учитывая,  что порой 2-3 наших корабля одновременно в связке заправлялись от одного танкера.  Работа эта требует от «связки» большого искусства и напряжения, когда корабли идут вплотную друг к другу, на расстоянии 30-40 метров.  Как моряки, понимая это, тем не менее, Британские фрегаты хулиганили самым бессовестным образом. Они, разогнавшись,  проносились в непосредственной близости к кораблям «связки», создавая большую бортовую волну, тем самым вызывая опасность аварии от  столкновения  близко идущих  друг к другу кораблей. С этой же целью они совершали подобные маневры пересечением курса по носу в непосредственной близости от кораблей «связки». Подобное поведение военных моряков одной из самых заслуженных морских держав мира не вписывалось ни в какие рамки Кодекса Безопасности Морского Мореплавания. К сожалению,  наши доклады на «верх» не имели должной реакции МИД   СССР: «Нет аварии – нет проблемы».  Хотя подобные действия  британских кораблей  вполне можно квалифицировать как недружественные по отношению к морской державе — СССР, чей  Военно-Морской флаг наши корабли  носили на мачте.

Юм_При выходе на боевую службу до Средиземного

Другой пример.  09 марта 1980 года в точке якорной стоянки, залива Саллум, у Египта, фрегатом УРО Великобритании «Амазон» был произведен обход кораблей и судов эскадры. На правой рее  мачты было подвешено чучело  человека красного цвета (предположительно гидрокомбинезон летчика наполненный воздухом, либо еще чем-то). На площадке, в районе ходового мостика, находились несколько человек вероятно из числа команды фрегата, поющие и игравшие на музыкальных инструментах. Светом, с сигнального мостика фрегата, латинскими буквами передавали семафор: «Убирайтесь домой!  Убирайтесь домой!». Все эти действия были задокументированы на фото, рисунками, рапортами личного состава с бпк «Адмирал Исаченков»,  переданы в Главный штаб ВМФ СССР, но какая реакция  была на это со стороны Москвы дальше было непонятно, потому что действия англичан по отношению к нашим кораблям не становились более деликатными.

Юм_Вот такой был «сюрприз» натовскому вертолету.

Вот такой был «сюрприз» натовскому вертолету...

Так в мае 1980 года, при обеспечении отработки боевых полетов самолетов такр «Киев» мне была поставлена задача на определенном удалении от такр «Киев» установить и буксировать бурунную мишень, по которой самолеты с  такр должны были выполнять прицельное бомбометание. Не дешевое, скажу вам,  «удовольствие» использовать корабль 1 ранга в качестве буксира маленькой бурунной мишени, но других сил для этой цели не нашлось, а задачу выполнить нужно было. Установили мы на швартовном конце по корме, в 800м от бпк «Адмирал Исаченков» эту бурунную мишень и начали производить установленные галсы в назначенном районе. Все, казалось бы, шло штатно.  И тут фрегат УРО  «Ливерпуль» Британии, выполнявший слежение за нашими совместно с такр «Киев» действиями, решил сорвать выполнение нашей задачи по отработке авиации нашего авианесущего крейсера. С фрегата был поднят вертолет, который влетел  в зону учебных бомбометаний палубной  авиации «Киев». А чтобы обезопасить себя верто-лет завис над вертолетной площадкой бпк «Адмирал Исаченков», то есть моего корабля. Выполнение бомбовых ударов авиации, в целях обеспечения безопасности,  естественно, были прекращены, и вот картина: авиация в воздухе, бпк с мишенью бегает в назначенном районе, а  «вражий» вертолет висит над палубой бпк – буксировщика…  Сколько могло продолжаться подобное противостояние затрудняюсь сказать, учитывая, что  у фрегата на борту два вертолета. Задача отработки авиации была явно под срывом. И тут я, на свой страх и риск,  решил проучить хулиганов. Пригласил на мостик командира БЧ-5 корабля  капитана 2 ранга Егорова А.Е., объяснил наглядно ситуацию и попросил приготовиться по команде выдать из трубы хорошую «шапку»  дыма. Механик понял меня с полуслова. И вот по команде, когда  вертолет продолжал висеть над палубой  корабля, из трубы повалил черный  стелющийся вдоль палубы дым. Естественно командиру вертолета такая ситуация оказалась не по вкусу, и он немедленно, уйдя в сторону, улетел на родной фрегат, где тоже вероятно поняли, что «зашутились» и больше вертолет с подобным заданием не поднимали, а мы совместно с такр «Киев» выполнили поставленную задачу. Конечно пришлось объясняться и мне за свои «действия» перед  своими начальниками, но я, да и многие командиры были довольны, что удалось проучить этих распоясавшихся морских хулиганов.

Много можно было бы рассказать об успешно выполненных кораблем  частных задач, которые ставились, согласно  плана,  командованием 5 эскадры ВМФ  и флота. Возвратившись успешно  с этой боевой службы, корабль, планируемый  становиться в очередной ремонт вновь оказался в круговерти решения задач ближних и дальних походов, которые ставило командование флота и соединения...

------------------------------------------------

Павленко В.М. Зигзаги судьбы от «восхода» до «заката»: Сборник воспоминаний. К 40-й годовщине подъёма Военно-Моского флага на БПК «Адмирал Юмашев». — Севастополь: «Дельта», 2017. — 244 с., ил.

 

Комментировать

Ваш e-mail будет виден только администратору сайта и больше никому.