Клуб книгоиздателей и полиграфистов Севастополя

http://lytera.ru/

Наши авторы

Виктор ЛАНОВЕНКО

Виктор Лановенко_2015

Писатель, драматург. Член Союза писателей России. Лауреат региональной премии Льва Толстого.  Автор более десятка пьес, ...

Читать далее

Сергей ИСЛЕНТЬЕВ

Сергей Иванович Ислентьев

Писатель-маринист. Капитан 1 ранга запаса.  Награжден орденом «Красная Звезда», орденом «За службу Родине ...

Читать далее

Издать книгу

Пожелания заказчика всегда сводятся к трем словам: быстро, дешево, хорошо. Исполнитель же настаивает: одно слово - всегда лишнее. В любом варианте. Читать далее...

Книга: шаг за шагом

Профессиональные рекомендации и советы от авторитетного издателя, раскрывающие множество тонкостей и нюансов процесса создания книги, окажут неоценимую помощь как начинающим, так и уже опытным авторам. Читать далее...

О проекте

Наш клуб – это содружество издателей и полиграфистов, которые уже многие годы в профессиональной кооперации работают в Севастополе. Теперь мы решили еще более скоординировать свою работу. Зачем и кому это нужно? Читать далее...

ВВЕРХ

Вячеслав ПАВЛЕНКО. Зигзаги судьбы от «восхода» до «заката»

Юм_отрывок

(отрывок)

...В сентябре 1979 года я был назначен на должность  командира  бпк «Адмирал Исаченков»  пр. 1134-А, на котором за 2 года плавания отнес 2 боевых службы  и 3 дальних похода  по обеспечению ракетных стрельб пларб и других сил флота.  Назначен я командиром был перед самым началом подготовки корабля к боевой  службе, к первой длительной боевой  службе в истории этого корабля. Готовить корабль, у которого уже был просрочен межремонтный срок,  к боевой службе – это не то,  что готовить новый корабль. Здесь проблем значительно больше. Особенно трудно механикам, по состоянию матчасти  которых в основном планируют межремонтные сроки корабля.

Опытный механик был у руля электромеханической боевой части капитан 2 ранга Егоров Анатолий Егорович, но и он и его подчиненные много пота пролили и нервов потратили прежде, чем с уверенностью смогли доложить о готовности к выходу на БС. Надо сказать, что экипаж, который я принял от предыдущего командира капитана 1 ранга Черных Бориса Пантелеевича был отработан очень хорошо и к первой боевой службе на своем корабле начал подготовку очень  инициативно, толково, продержав такой ритм в период всей подготовки и далее в течение всех шести месяцев выполнения поставленных командованием задач на боевую службу. Эта первая для меня, в должности командира корабля, первая для корабля и экипажа боевая служба запомнилась на  всю жизнь со всеми подробностями.  Кажется, что это обыденная служба вдали от родной базы:  те же люди, тот же ритм жизни, но фактически  слово «боевая служба» накладывает на экипаж особую печать ответственности за весь  ход событий,  в которых участвует корабль. При выходе на боевую службу до Средиземного моря меня, в качестве командира – наставника сопровождал бывший командир бпк «Адмирал Исаченков», капитан 1 ранга Черных Б. П., от которого я принял корабль. С проходом  через Гибралтарский  пролив в Средиземное море, я начал самостоятельное управление кораблем, а капитан 1 ранга Черных Б. П. убыл на свое новое место службы командиром такр «Минск» Тихоокеанского флота.  Как раз в это время группа кораблей Тихоокеанского флота выходила из Средиземного моря, следуя окружным путем во Владивосток. В этот период я на своем корабле принимал участие в единственном, в истории советского Военно-Морского Флота, оперативно-тактическом учении с реальным применением сил и средств — «Встречный бой АУГ», между ТАКР «Киев» и ТАКР «Минск».

Приняли незнакомый корабль Северного флота в 5ОПэск ЧФ, которой он теперь был оперативно подчинен, недоверчиво.  Со всей «революционной»  принципиальностью корабль был проверен «с ног до головы», «отстеган» за имевшие место недоработки и мы стали активно устранять недостатки результатов этой проверки, решая одновременно задачи боевой службы.   К чести экипажа, замечания были не особенно серьезные, и  мы довольно быстро полноценно влились в повседневную деятельность 5 ОПэск.  Являясь многофункциональным, хотя в первую очередь противолодочным кораблем, мы участвовали во всех противолодочных поисковых операциях эскадры, выполняли функции корабля охранения такр «Киев»,  других кораблей, судов эскадры и его штаба при стоянках в якорных точках. Там, вблизи экватора мы встретили Новый  1980 год. К этому готовились еще в Североморске: приобрели за свой счет елку, елочные игрушки, какие-то новогодние подарки, в первую очередь тем у кого планировался день рождения, заранее записывались на магнитофон, по возможности, поздравления родных, в общем команде политработников, под  руководством заместителя командира корабля по политчасти капитана 3 ранга Асанова Эдуарда Абдуллаевича, непосредственных командиров и начальников, пришлось провести немалую подготовительную работу в этом плане, чтобы в море люди чувствовали себя более  менее уютно. В море весточку от родных ждали особенно. Почта с «Большой земли»  приходила по возможности 1-2 раза в месяц с оказией (кораблями и судами ходившими по делам в Севастополь или прибывавшим для пополнения состава эскадры), точно так же она и отправлялась на «Большую землю».

Юм_Приняли незнакомый корабль Северного флота в 5ОПэск ЧФ

Жизнь и деятельность кораблей и судов эскадры шла своим, отлаженным годами ритмом, в основном на ходу в окружении кораблей и судов иностранных государств, которые зачастую так же, как мы, выполняли сходные с нашими  задачи, но разведывательную деятельность друг за другом вели непрерывно все без исключения корабли и суда всех флотов и стран. Самыми провокационными и прямо скажем недружественными по отношению к советским кораблям и судам были  действия боевых кораблей Великобритании, они попросту хулиганили по отношению к нам в море. Так, к примеру, во время заправки судов в море на ходу, а это не простая операция, учитывая,  что порой 2-3 наших корабля одновременно в связке заправлялись от одного танкера.  Работа эта требует от «связки» большого искусства и напряжения, когда корабли идут вплотную друг к другу, на расстоянии 30-40 метров.  Как моряки, понимая это, тем не менее, Британские фрегаты хулиганили самым бессовестным образом. Они, разогнавшись,  проносились в непосредственной близости к кораблям «связки», создавая большую бортовую волну, тем самым вызывая опасность аварии от  столкновения  близко идущих  друг к другу кораблей. С этой же целью они совершали подобные маневры пересечением курса по носу в непосредственной близости от кораблей «связки». Подобное поведение военных моряков одной из самых заслуженных морских держав мира не вписывалось ни в какие рамки Кодекса Безопасности Морского Мореплавания. К сожалению,  наши доклады на «верх» не имели должной реакции МИД   СССР: «Нет аварии – нет проблемы».  Хотя подобные действия  британских кораблей  вполне можно квалифицировать как недружественные по отношению к морской державе — СССР, чей  Военно-Морской флаг наши корабли  носили на мачте.

Юм_При выходе на боевую службу до Средиземного

Другой пример.  09 марта 1980 года в точке якорной стоянки, залива Саллум, у Египта, фрегатом УРО Великобритании «Амазон» был произведен обход кораблей и судов эскадры. На правой рее  мачты было подвешено чучело  человека красного цвета (предположительно гидрокомбинезон летчика наполненный воздухом, либо еще чем-то). На площадке, в районе ходового мостика, находились несколько человек вероятно из числа команды фрегата, поющие и игравшие на музыкальных инструментах. Светом, с сигнального мостика фрегата, латинскими буквами передавали семафор: «Убирайтесь домой!  Убирайтесь домой!». Все эти действия были задокументированы на фото, рисунками, рапортами личного состава с бпк «Адмирал Исаченков»,  переданы в Главный штаб ВМФ СССР, но какая реакция  была на это со стороны Москвы дальше было непонятно, потому что действия англичан по отношению к нашим кораблям не становились более деликатными.

Юм_Вот такой был «сюрприз» натовскому вертолету.

Вот такой был «сюрприз» натовскому вертолету...

Так в мае 1980 года, при обеспечении отработки боевых полетов самолетов такр «Киев» мне была поставлена задача на определенном удалении от такр «Киев» установить и буксировать бурунную мишень, по которой самолеты с  такр должны были выполнять прицельное бомбометание. Не дешевое, скажу вам,  «удовольствие» использовать корабль 1 ранга в качестве буксира маленькой бурунной мишени, но других сил для этой цели не нашлось, а задачу выполнить нужно было. Установили мы на швартовном конце по корме, в 800м от бпк «Адмирал Исаченков» эту бурунную мишень и начали производить установленные галсы в назначенном районе. Все, казалось бы, шло штатно.  И тут фрегат УРО  «Ливерпуль» Британии, выполнявший слежение за нашими совместно с такр «Киев» действиями, решил сорвать выполнение нашей задачи по отработке авиации нашего авианесущего крейсера. С фрегата был поднят вертолет, который влетел  в зону учебных бомбометаний палубной  авиации «Киев». А чтобы обезопасить себя верто-лет завис над вертолетной площадкой бпк «Адмирал Исаченков», то есть моего корабля. Выполнение бомбовых ударов авиации, в целях обеспечения безопасности,  естественно, были прекращены, и вот картина: авиация в воздухе, бпк с мишенью бегает в назначенном районе, а  «вражий» вертолет висит над палубой бпк – буксировщика…  Сколько могло продолжаться подобное противостояние затрудняюсь сказать, учитывая, что  у фрегата на борту два вертолета. Задача отработки авиации была явно под срывом. И тут я, на свой страх и риск,  решил проучить хулиганов. Пригласил на мостик командира БЧ-5 корабля  капитана 2 ранга Егорова А.Е., объяснил наглядно ситуацию и попросил приготовиться по команде выдать из трубы хорошую «шапку»  дыма. Механик понял меня с полуслова. И вот по команде, когда  вертолет продолжал висеть над палубой  корабля, из трубы повалил черный  стелющийся вдоль палубы дым. Естественно командиру вертолета такая ситуация оказалась не по вкусу, и он немедленно, уйдя в сторону, улетел на родной фрегат, где тоже вероятно поняли, что «зашутились» и больше вертолет с подобным заданием не поднимали, а мы совместно с такр «Киев» выполнили поставленную задачу. Конечно пришлось объясняться и мне за свои «действия» перед  своими начальниками, но я, да и многие командиры были довольны, что удалось проучить этих распоясавшихся морских хулиганов.

Много можно было бы рассказать об успешно выполненных кораблем  частных задач, которые ставились, согласно  плана,  командованием 5 эскадры ВМФ  и флота. Возвратившись успешно  с этой боевой службы, корабль, планируемый  становиться в очередной ремонт вновь оказался в круговерти решения задач ближних и дальних походов, которые ставило командование флота и соединения...

------------------------------------------------

Павленко В.М. Зигзаги судьбы от «восхода» до «заката»: Сборник воспоминаний. К 40-й годовщине подъёма Военно-Моского флага на БПК «Адмирал Юмашев». — Севастополь: «Дельта», 2017. — 244 с., ил.

 

Комментировать

Ваш e-mail будет виден только администратору сайта и больше никому.